Конференция стран-доноров по Ираку, которая в настоящее время проходит в Мадриде, является ритуалом, который в последние годы стал обыденным. После гражданских войн, распада государств или других масштабных катастроф собираются представители сравнительно богатых стран и международных финансовых институтов и обсуждают, кто и сколько может выделить средств на ликвидацию ущерба. Так было после распада Югославии, после обретения независимости Восточным Тимором, после свержения режима талибов в Афганистане и в некоторых других случаях.
Теперь на очереди Ирак? Эта страна не очень вписывается в вышеназванный ряд. Да, в Ираке тоже велась война, закончившаяся свержением бесчеловечной диктатуры, хаосом и массовой нищетой населения, которому, в его значительной массе, приходится расплачиваться не за свои грехи. Давайте на минуту забудем о том, что является причиной этой нищеты - война, которую США развязали вопреки нормам международного права. Конечно, это не единственная причина, но основная.
Ирак никоим образом не находится в безвыходной ситуации, как, например, Афганистан, у которого нет иных богатств, кроме огромного количества опиума-сырца. Ирак обладает вторыми в мире запасами нефти. Значительная часть месторождений уже разведана, в ближайшем будущем страна сможет получать миллиардные доходы. Почему же с Ираком следует вести себя как с попрошайкой, который не может обойтись без милостыни? Конгресс США, во всяком случае, так не считает. Он хочет предоставить Ираку средства не в качестве подарка или пожертвования, а в качестве кредита, под хороший процент. И это звучит убедительно.
На это приводятся возражения: мол, новое руководство не может взвалить на себя груз, доставшийся ему по наследству от прежнего отвратительного режима Саддама Хусейна. И что, в конечном итоге, в интересах всех, даже тех, кто выступал против войны, финансово поддержать демократические начинания и быструю стабилизацию Ирака. Это тоже звучит убедительно.
Однако первая часть аргумента - требование о списании долгов - является ханжеской. Запад в свое время нисколько не сомневался в том, чтобы возложить миллиардные долги почившей в Бозе советской диктатуры на новую Россию, объявившую себя демократическим государством. Он терпеливо ждал, пока Москва снова не стала платежеспособной.
Но Ираку, конечно, дадут денег, в этом нет никаких сомнений. С гораздо большей готовностью, чем бедному Афганистану. Это решение принято уже давно. Не имеет смысла говорить, какую роль в этом сыграли гуманитарные соображения. Очевидно одно: все, кто собрались за столом переговоров в Мадриде, с вожделением смотрят на нефтяные скважины. Некоторые, правда, еще задаются вопросом: наступил ли подходящий момент, чтобы войти в дело.
В настоящее время для государств и фирм еще не достаточно стимулов, чтобы расширять свое присутствие в Ираке в отсутствие гарантий безопасности. Даже министр обороны США Рамсфельд, который никак не устанет приукрашивать ситуацию в Ираке, был вынужден сделать примечательное признание. Стабилизация в Ираке - это "долгий и неблагодарный труд", написал он в письме в адрес высокопоставленных сотрудников министерства обороны. Но почему бы сначала не потрудиться тем, кто заварил всю эту кашу?
Одна независимая комиссия даже высказала на днях следующее мнение: ООН, учитывая ситуацию с обеспечением безопасности, следовало бы отозвать из Ирака всех своих иностранных сотрудников. "Враждебный климат" недооценивается. Гуманитарная организация Christian Aid жалуется на то, что у гражданской администрации США в Багдаде не удается получить отчета о расходовании финансовых средств, выделенных на цели восстановления. Около 4 млрд долларов просто испарились. Кроме того, создается впечатление, что Вашингтон уже давно и твердо пообещал отдать самые доходные заказы на восстановление экономики американским фирмам.
Каждый банк, прежде чем финансировать какой-либо проект, требует гарантий. Но в Багдаде, очевидно, не имеется никаких гарантий. Это не только объясняет сдержанность некоторых стран, в том числе Германии, но и подтверждает правильность их позиции.