Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
24 октября 2003 г.

Аркадий Островский | Financial Times

Российские олигархи роются в грязном белье, чтобы предстать перед Западом чистыми

Копание в грязном белье и распространение компромата о своих конкурентах - обычная практика российских магнатов, или олигархов. Но "Альфа-групп", один из крупнейших в России финансовых и промышленных холдингов, недавно предприняла необычный шаг.

Она заплатила 500 тыс. долларов (424 тыс. евро, 295 тыс. фунтов) зарубежному сыскному агентству, чтобы оно порылось в ее собственном грязном белье и проанализировало компромат. Цель - очистить свою репутацию.

"Альфа" пригласила международную фирму Kroll, которая занимается сбором и анализом данных о рисках и бизнесе, чтобы та провела расследование по ряду обвинений, от торговли наркотиками и оружием до подкупа должностных лиц и мошенничества. В результате появился 88-страничный отчет под кодовым названием "Waterford Project".

Шаг, предпринятый "Альфой" отражает растущее в среде российских магнатов беспокойство по поводу того, что на Западе они пользуются репутацией воров и грабителей. "Российская экономика глобализируется, и вопрос репутации становится более актуальным", - говорит глава "Альфа-групп" Михаил Фридман.

В середине 90-х российские олигархи заботились о том, чтобы захватить активы, больше, чем о своей репутации. Теперь, когда многие из них ищут способы продать свои активы иностранцам или купить зарубежные активы, проблема репутации становится более существенной. "Зарубежные компании хотят иметь дело с теми, у кого хорошая репутация", - говорит Фридман.

"Альфа" знает о хорошей репутации и иностранных партнерах лучше других. В этом году нефтяная компания "Альфы", ТНК, создала с BP совместное предприятие стоимостью 16 млрд долларов. Многие другие предприятия группы имеют зарубежных партнеров.

"Мы всегда старались балансировать между российской реальностью и сохранением адекватной репутации на Западе", - говорит Фридман.

Репутация "Альфы" пострадала в 1998 году, когда она, воспользовавшись слабостью российского законодательства о банкротстве, взяла под свой контроль дочернюю фирму "Сиданко", в которой BP принадлежало 10%, а в число кредиторов входил Европейский банк реконструкции и развития.

Агентство Kroll пришло к выводу, что, хотя "Альфа" не нарушала законов в процессе банкротства "Черногорнефти", которая, несомненно, была неплатежеспособной, она вела себя "чрезвычайно агрессивно".

"Она умышленно игнорировала интересы BP и ЕБРР", - говорится в докладе.

Конфликт вокруг "Черногорнефти" дал толчок пиар-кампании против "Альфы" и ее руководителей: в России и на Западе их обвиняли в преступной деятельности.

"Внутри страны обвинения, звучащие в российской прессе, не пользуются большим доверием. Но когда западные компании читают в российских газетах подобные статьи о потенциальных партнерах, это создает российским компаниям огромные проблемы", - говорит Томми Хелсби, глава европейского отделения Kroll.

В результате этих обвинений ЕБРР отказался заключать с "Альфой" какие-либо сделки, а американский банк US Export-Import блокировал кредитную гарантию для ТНК на сумму 500 млн долларов. "Это стало наносить ущерб нашему бизнесу, и мы решили раз и навсегда восстановить свое доброе имя", - подчеркивает Фридман.

Фирма Kroll попросила ЕБРР указать, какие вопросы вызывают наибольшее беспокойство. В ходе расследования установлено, что все обвинения в таких преступлениях, как контрабанда наркотиков, шпионаж и физическое насилие, безосновательны, большинство из этих обвинений "были умышленно сфабрикованы и запущены в прессу".

"Есть разница между торговлей наркотиками и жесткой манерой ведения бизнеса", - говорит Фридман.

Через пять лет после яростной стычки отношения между BP и "Альфой" наладились. ЕБРР, прочитав доклад Kroll, похоже, также изменил свое отношение к "Альфе", и в настоящее время обсуждается ряд совместных проектов. Что касается затрат на доклад Kroll, то "Альфе" удалось их вернуть, вчинив российскому издательству иск за клевету.

"Альфа" - не единственная группа, стремящаяся изменить свой имидж в глазах Запада.

Российский бизнесмен, которому удалось изменить свой имидж, - это, например, глава нефтяной группы "ЮКОС-Сибнефть" Михаил Ходорковский. Сегодня его считают ответственным лидером, руководящим компанией, которую отличают квалифицированное управление и прозрачность.

Одна из ведущих российских компаний в сфере информационных технологий, IBS, создала комплексную систему, позволяющую российскому бизнесмену проанализировать, как к нему относятся в России, в разных ее регионах, в различных возрастных и социальных группах. Тем не менее, по оценке Transparency International, по уровню коррупции Россия занимает 86-е место среди 133 стран.

Стивен Дженнингс, глава инвестиционного банка Renaissance Capital, говорит: "Россия владеет искусством косметики. На самом деле она коррумпирована не меньше, чем в 90-х, но никто не хочет об этом говорить, потому что экономика на подъеме. Но мысль о том, что кто-нибудь из российских олигархов может встать и сказать, что он играет по международным правилам, просто смешна".

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru