Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
24 октября 2005 г.

Стефан Уэгстил и Том Уорнер | Financial Times

Политическая линька после "оранжевой революции"

На прошлой неделе Виктор Ющенко напомнил о славных днях "оранжевой революции", появившись в лондонском Mansion House, чтобы получить из рук королевы внешнеполитическую премию. Когда украинскому лидеру вручали награду, на его изуродованном ядом лице появилась улыбка. Поблизости стояла его жена Катя со слезами гордости и радости на глазах.

Все это было так не похоже на Киев и грубую реальность послереволюционной политики. Почти через год после того, как одетые в оранжевое демонстранты вышли на площадь Независимости, чтобы поддержать Ющенко в борьбе за пост президента, он беспрестанно сталкивается с проблемами, мешающими ему развить успех. Многое сделано. Но многое еще предстоит сделать.

Уже нет возврата к событиям прошлой зимы, когда Ющенко заставил авторитарного президента Украины Леонида Кучму и выбранного им и поддерживаемого Москвой преемника Виктора Януковича признать поражение. Страх, сковывавший Украину в эпоху Кучмы, исчез, и украинцы живут в условиях политической свободы.

Несмотря на враждебность Кремля, который обвинил Запад в "оранжевой революции", Украина вдохнула новую жизнь в отношения с США и Европейским союзом. Пример Украины дает надежду оппозиционным партиям, выступающим против авторитарных правителей в России и на всей территории бывшего СССР, включая Азербайджан, где в ноябре пройдут парламентские выборы, и Казахстан, где президентские выборы назначены на декабрь. В недавнем интервью FT Ющенко сказал, что после "оранжевой революции" у миллионов людей на всей территории бывшего СССР сложилось иное мнение о свободе и демократии.

Однако часть энергии, рожденной "оранжевой революцией", уже растрачена впустую, особенно во время раскола между осторожным Ющенко и его горячей союзницей по "оранжевой революции" Юлией Тимошенко. Обвинения в коррупции ближайших союзников президента - в основном бизнесменов, финансировавших его кампанию, заставили Ющенко защищаться. Стремясь укрепить свою политическую базу, президент ищет компромисс с представителями прежнего режима, особенно с олигархами времен Кучмы.

Многие молодые люди, вышедшие год назад на площадь Независимости, разочарованы. Но для Ющенко приоритет - экономика. Он понимает, что демократия будет прочной, только если она приведет к уменьшению коррупции, эффективности управления и повышению уровня жизни.

Жители бывших советских республик следят за дальнейшим ходом событий не менее пристально, чем следили за самой "оранжевой революцией". С точки зрения многих, это настоящая проверка для новых правителей Украины. Это справедливо и для народного восстания в Грузии в 2003 году, и для прошлогодних беспорядков в Киргизии. Но Украина важнее, так как это самое большое и современное из трех государств.

Ющенко не радикальный реформатор, это бывший глава Центрального банка, который до ухода в оппозицию был премьер-министром у Кучмы. Ему мешает компромисс, на который он пошел, чтобы прекратить прошлогодний кризис. В обмен на мирный уход от власти Кучма навязал своему преемнику конституционную реформу, связанную с передачей многих президентских полномочий парламенту. Изменения вступят в силу в марте, сразу после парламентских выборов.

Ющенко признает, что многие возможности "оранжевой революции" были упущены в конфликте с Тимошенко, которую он в сентябре уволил с поста премьер-министра и заменил технократом Юрием Ехануровым, лояльным президенту. Ющенко и Тимошенко рассорились из-за непрозрачных приватизационных сделок времен Кучмы. На встречах с руководителями бизнеса он пообещал урегулировать спорные сделки путем переговоров, а не в судах, за исключением вопиющего случая с "Криворожсталью", главным металлургическим заводом.

Многое зависит от мартовских выборов. Пропорциональное представительство означает, что партиям почти наверняка придется формировать коалиционное правительство. Сторонники Тимошенко и многие сторонники Ющенко надеются, что выборы вынудят их воссоединиться. Но Ющенко протягивает оливковую ветвь своему бывшему врагу Януковичу и обхаживает спикера парламента Владимира Литвина, пользующегося поддержкой бизнеса. Что бы ни случилось, ни одна из комбинаций, похоже, не приведет к возникновению слаженной команды либеральных реформаторов.

Все эти игры создают живую демократическую политику. Но в результате Украина многого добилась в спорах и немногого на практике. Экономический рост замедлился с 12% в прошлом году до 2,8% в первые девять месяцев нынешнего года, инвесторы колеблются, граждане не доверяют государственным структурам. Даже во внешней политике, куда Ющенко многое вложил, улучшая отношения с мировым сообществом, дело идет медленно. Парламент еще не завершил изменение законодательства, необходимое для вступления во Всемирную торговую организацию. Не вступив в ВТО, Украина не может выполнить многие соглашения о сотрудничестве с ЕС. А без этого Киев не может реализовать свою главную амбицию - вступить когда-нибудь в ЕС.

Конфликты вновь открывают двери для российского вмешательства. Президент Владимир Путин, который счел "оранжевую революцию" крупнейшим со времен распада СССР поражением своей страны, тихо радовался ссорам Ющенко и Тимошенко. Россия тем временем укрепляет свои позиции благодаря росту цен на энергоносители. Это уравновешивается зависимостью России от украинских трубопроводов в экспорте нефти и газа. Но Москва расширяет свои экспортные трассы.

В Грузии ситуация иная. Президент Михаил Саакашвили, неспособный привлечь потенциальных партнеров, консолидировал власть во все более узком кругу своих ближайших соратников из "Национального движения", имеющего значительное большинство в парламенте. Команда Саакашвили добилась больших успехов в повышении эффективности управления, что является значительной переменой по сравнению со временами его предшественника Эдуарда Шеварднадзе, который довел Грузию до грани коллапса. Экономика растет заметными темпами, в нынешнем году рост составил почти 7%. Взята под контроль сепаратистская провинция Аджария.

Самым большим успехом Саакашвили является установление теплых отношений с президентом США Джорджем Бушем, который посетил страну в мае. Его поддержка помогла Грузии добиться от России согласия освободить две военные базы. Американская поддержка может сыграть еще более важную роль в попытках Саакашвили договориться с Кремлем по поводу двух сепаратистских анклавов, Аджарии и Южной Осетии, которые пользуются защитой России с тех пор, как откололись от Грузии.

Однако дерзость Саакашвили раздражает лидеров ЕС. Коррупция по-прежнему пронизывает все, иностранные инвесторы в Грузию не идут, а некоторые бывшие сторонники Саакашвили опасаются, что страна скатится к авторитаризму. В их числе - Саломе Зурабишвили, бывший французский дипломат грузинского происхождения, которую на прошлой неделе уволили с поста министра иностранных дел. На митинге она заявила, что не надо терять веру в "революцию роз", хотя многие ее лидеры "сбились с дороги".

Мартовский мятеж в Киргизии вынудил бывшего президента Аскара Акаева бежать из страны, после чего началась политическая неразбериха. Несмотря на убедительную победу на президентских выборах в июле, Курманбек Бакиев не сумел восстановить порядок, и с весны были убиты три депутата парламента. Нет никаких признаков подготовки к новым парламентским выборам, хотя именно из-за выборов начались первые протесты против Акаева.

Хотя исход трех восстаний неизвестен, они оказали глубокое воздействие на остальные республики бывшего СССР. Противники авторитарных правителей Белоруссии и Центральной Азии черпают в этих восстаниях мужество, берут на вооружение их методы, лозунги и цвета. Ющенко говорит: "Есть новый способ сделать дело - способ "оранжевой революции".

Авторитарным режимам приходится переоценивать свои позиции. Нурбулат Масанов, политолог из Казахстана, говорит: "Сейчас идет дискуссия о том, что делать. Одним из способов является увеличение популярности путем предложения людям того, чего они хотят - политической стабильности и экономической модернизации". Примером является Молдавия, южная соседка Украины, где коммунист со стажем Владимир Воронин ослабляет связи с Москвой и делает авансы ЕС.

Есть другие, более спорные варианты, включая опору на национализм или, в Центральной Азии, на исламизм. Режимы могут ответить насилием, как случилось в этом году в Узбекистане, где президент Ислам Каримов разгромил по преимуществу мирные демонстрации в Андижане. По мнению Масанова, хотя это нанесло Каримову ущерб в глазах Запада, это укрепило его режим.

В России главной заботой Кремля является сохранение господства нынешней элиты после президентских выборов 2008 года. Учитывая уважение россиян к власти, быстрый экономический рост и государственный контроль над телевидением, поражение кремлевского кандидата представляется маловероятным. Но власти беспокоятся, так как они не сумели предугадать поражение Януковича на Украине. Путин, который лично популярен среди избирателей и имеет рейтинг около 70%, не может баллотироваться на третий срок, если не будет изменена конституция. Так что идет поиск кандидата, способного получить подлинную поддержку в обществе. Одних манипуляций мало. Нужна реальная привлекательность.

Еще трем постсоветским режимам - Азербайджану, Казахстану и Белоруссии - испытания выборами предстоят раньше. Первым будет богатый нефтью Азербайджан, где 6 ноября пройдут парламентские выборы, на которых правящая партия будет отстаивать свое подавляющее большинство. Ильхам Алиев, унаследовавший пост президента от своего покойного отца, бывшего главы КГБ Гейдара Алиева, в 2003 году, пытается удержать власть. На прошлой неделе он нанес превентивный удар. Двух влиятельных представителей правящей элиты - либерального министра экономики Фархада Алиева и жесткого министра здравоохранения Али Инсанова - уволили, арестовали и обвинили в подготовке государственного переворота.

Многие оппозиционные партии объединились в блок, названный "Свобода". Они носят оранжевое, подражая Украине, и проводят демонстрации, не обращая внимания на правительственные запреты и грубые методы полиции. Кажется, что Алиеву, которому президентские выборы предстоят лишь в 2008 году, по-видимому, не грозит непосредственная политическая опасность, а по мере того как нефтяные доходы страны растут, его позиции укрепляются. Но аресты на прошлой неделе стали явным свидетельством усиливающихся разногласий в правящей элите, погасить которые нелегко.

В Казахстане президента Нурсултана Назарбаева, который находится у власти с коммунистических времен, как ожидается, переизберут на декабрьских выборах. Он успешно сочетает авторитарные методы с разумной экономической политикой. Назарбаев почти наверняка победил бы и на честных выборах. Но, не желая надеяться на случай, он арестовывает деятелей оппозиции и устраивает обыски в их домах и офисах.

Белорусский диктатор Александр Лукашенко также полон решимости сохранить президентскую власть на выборах в сентябре 2006 года. Оппозиция, отчасти вдохновленная украинским опытом, недавно выдвинула единого кандидата - Александра Милинкевича. Но давление спецслужб не ослабевает, аресты активистов и независимых журналистов продолжаются.

Все это происходит не в вакууме. Россия особенно внимательно следит за своими окраинами и сегодня имеет больше возможностей вмешаться, чем десятилетие назад, так как ее сундуки ломятся от нефтяных денег. На практике она чаще всего поддерживает правителей, находящихся у власти, и считает оппозиционные группы прозападными. С выборами 2008 года на горизонте она не хочет новых революционных прецедентов.

США все более открыто высказываются в поддержку демократии на территории бывшего СССР, забыв об опасении огорчить союзников по войне с терроризмом, включая Путина. ЕС, помня о роли России как поставщика топлива, менее напорист. Но новые члены ЕС в Восточной Европе все глубже втягивают Союз в постсоветское пространство. Успешно вмешавшись в прошлом году в кризис на Украине, ЕС стал громче говорить на языке демократии, особенно на своих границах. В ноябре в Белоруссии заработают финансируемые ЕС информационные программы на радио и в интернете. Телевидение появится в будущем году.

Российские, американские и европейские дипломаты утверждают, что они не обречены на столкновения из-за демократии в регионе. Но они уже вступили в крупную стычку на Украине и, похоже, новые разногласия не за горами.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru