Министр обороны США Роберт Гейтс, явно стремясь успокоить Москву, вчера заявил, что Соединенные Штаты, возможно, отсрочат эксплуатацию элементов системы ПРО, которые планируется разместить в Восточной Европе. Между тем почти одновременно президент Буш обратился к Конгрессу с настоятельной просьбой полностью профинансировать эти объекты, которые, по словам Буша, удовлетворят "неотложную" потребность в европейской системе ПРО.
Высказывания Гейтса, расширяющие и дополняющие недавние заявления других официальных лиц США, были сделаны на пресс-конференции в Праге, которую американский министр обороны проводил вместе с премьер-министром Чехии Миреком Тополанеком.
Гейтс сказал, что американская система ПРО, возможно, будет "активирована" лишь после того, как Иран предпримет какие-то конкретные действия - например, проведет испытания своих ракет.
Он также сообщил, что США планируют сделать два главных объекта - радар в Чехии и базу ракет-перехватчиков в Польше - более транспарентными для российских властей. С этой целью изучается, например, идея обмена наблюдателями.
Заявления Гейтса о том, что система ПРО не будет включена, пока Иран не станет конкретной угрозой, странно противоречат словам Буша: спустя несколько часов, выступая в Университете национальной обороны (Вашингтон), он заявил, что медлить невозможно.
"Благодаря продолжающейся иностранной помощи, - сказал Буш, - Иран может не позднее 2015 года разработать межконтинентальную баллистическую ракету, способную долететь до США и до всех уголков Европы". Он заявил, что действовать нужно сейчас же.
Однако между выступлениями министра обороны и президента есть нечто общее: оба ссылались на некий новый и, как представляется, конструктивный подход в отношениях с Россией, который может расчистить путь для проекта ПРО.
Американская администрация потратила много месяцев, пытаясь преодолеть на дипломатическом уровне яростное сопротивление Москвы плану размещения своего противоракетного щита. Москва считает элементы американской ПРО потенциальной угрозой для себя. Один из представителей России даже предостерег, что в качестве ответной меры стратегические ракеты могут быть перенацелены на объекты в Европе. Казалось, что отношения между США и Россией катятся к ухудшению, какого не бывало со времен холодной войны.
Однако после слаженных усилий США, направленных на то, чтобы успокоить Москву, в летние месяцы российская сторона заговорила несколько другим тоном. В июне в Германии, на встрече в верхах в рамках "большой восьмерки" президент Владимир Путин предложил использовать в составе американской системы российскую радиолокационную станцию в Азербайджане, дабы она помогала следить за возможными пусками иранских ракет. Буш не стал отвергать эту идею с порога, а позже сообщил, что пригласил Путина в семейную усадьбу Бушей в штате Мэне, что является редким событием.
В текущем месяце госсекретарь Кондолиза Райс, владеющая русским языком, вместе с Гейтсом нанесла визит в Москву. По некоторым сведениям, они сделали российской стороне ряд предложений, в том числе пригласили Россию присоединиться к деятельности США и НАТО по разработке и эксплуатации системы ПРО, призванной защищать всю Европу, а также подали идею обмена офицерами связи - командирования российских офицеров на американские базы ПРО для осуществления взаимодействия, а американских, соответственно, на российские.
Поначалу гостей, как показалось, встретили холодно (Путин ехидно предложил разместить элементы ПРО где-нибудь на Луне), однако при общении за закрытыми дверями с министром обороны и госсекретарем обращались более тепло, говорят источники в администрации. По словам информированных источников, вышеописанное предложение входило в более широкий пакет, касающийся также будущего статуса Косово и выяснения вопроса, собирается ли Россия довести до конца свою угрозу по выходу из Договора об обычных вооруженных силах в Европе.
В Праге Гейтс сказал, что Вашингтон и Москва все еще обсуждают проблему системы ПРО: "Мы продолжаем склонять россиян к партнерству с нами в сфере противоракетной обороны и не оставляем наши усилия заверить их, что эти объекты не направлены против России и могут быть ей полезны".
Как сообщил Гейтс, он ожидает, что переговоры США с Польшей и Чехией о системе ПРО завершатся уже в этом году, но в то же самое время предложил увязать начало эксплуатации обоих объектов "с определенными доказательствами угрозы, другими словами, испытанием Ираном ракетного вооружения и тому подобным".
Хотя Гейтс сказал, что это предложение пока не "проработано полностью", его высказывания подтвердили информацию, опубликованную в субботу газетой International Herald Tribune. Газета привела слова генсека НАТО Яапа де Хооп Схеффера: "Американцы выдвинули существенное, основополагающее предложение. Я искренне надеюсь, что российская сторона его примет".
Выступая в Вашингтоне, Буш снова подчеркнул, что восточноевропейские элементы ПРО не направлены против России, да и в любом случае российские вооруженные силы могут быстро с ними разделаться.
"Холодная война окончена, - сказал Буш. - Россия нам не враг. Мы строим новые отношения в сфере безопасности, фундамент которых не зиждется на перспективе взаимоуничтожения".
По словам Буша, хотя США намереваются осуществить свои планы размещения 10 ракет-перехватчиков в Польше и так называемого "радара слежения Икс-диапазона" в Чехии, радиолокационные станции в Азербайджане и на юге России, которые предложил использовать Путин, "могут быть включены в качестве составных элементов в более широкую систему мониторинга угроз".
Премьер Тополанек согласился с Гейтсом, что чешско-американское соглашение о новом радаре может быть заключено к концу нынешнего года; вместе с тем в Польше политическая ситуация не столь ясна.
Ожидается, что после недавних выборов новым премьер-министром Польши станет политик Дональд Туск - а он, по некоторым сведениям, более холодно, чем прежнее правительство, относится к переговорам с США о размещении ракет-перехватчиков.
Предварительные планы США предполагают, что строительство обоих объектов стоимостью несколько миллиардов долларов следует завершить к 2013 году.
Высказывания Буша в Университете национальной обороны были отчасти призваны подтолкнуть Конгресс к выделению более крупных сумм на проект системы ПРО.
Как сообщил Буш, американские законодатели, выступающие против системы ПРО, приняли меры, чтобы урезать на 139 млн долларов средства, которые в этом году предлагается потратить на элементы ПРО в Европе. По словам Буша, это может "замедлить размещение элементов ПРО самое малое на год и сорвать усилия наших союзников, которые в сотрудничестве с нами работают над размещением подобной системы на своей территории".
Президент охарактеризовал угрозу баллистических ракет как серьезную и нарастающую: если в 1972 году такими ракетами располагали 9 государств, то теперь их уже 27, и не все из них дружественные, подчеркнул он.
По словам Буша, надежная противоракетная оборона не только послужит для сдерживания ракетных ударов, но и со всей очевидностью уменьшит вероятность того, что подобные удары будут успешными, и тем самым поможет отговорить государства от стремления обзавестись ядерным оружием.