Они попытались сделать вид, что ничего не случилось, но правда в том, что российский президент Владимир Путин публично унизил госсекретаря США Кондолизу Райс и министра обороны Роберта Гейтса во время недавней встречи в Москве. Даже не выслушав последних пояснений администрации по ПРО, Путин обрушился с презрительными репликами, озвучив новые серьезные возражения.
Что бы вы ни думали относительно ПРО, головомойка, устроенная Райс и Гейтсу, знаменует новый упадок в американо-российских отношениях. Призывы к единым ценностям - и общим интересам - остаются неуслышанными россиянами.
Теперь безошибочно ясно: чтобы привлечь внимание России к иранской угрозе и ряду других вопросов, нужны действия, а не разговоры.
К счастью, Путин создал идеальную возможность для Вашингтона одержать победу и переориентировать Москву на сотрудничество. Эта возможность - Косово.
Президент Путин ухватился за диспут вокруг финального статуса Косово как за очередной способ утвердить глобальный авторитет России. Однако он перегнул палку, осадив не только США, но и ООН, генеральный секретарь которой одобрил компромиссный план контролируемой независимости для бывшей сербской провинции вкупе с почти полной автономией сербского меньшинства Косово. До сих пор Путин использовал вечные европейские разногласия по Балканам, которые сталкивают сильных союзников США, таких как Великобритания и Франция, с теми европейскими столицами, которые либо сочувствуют сербской позиции, либо обеспокоены беспорядками, которыми чревата независимость без одобрения ООН.
Однако эти тревоги меркнут по сравнению с угрозой, которую представляет собой российский вызов не только для Косово, но и в целом для западной стратегии успокоения вечно беспокойного региона. Путин намерен не только поднимать голос в защиту своего клиента, но и трансформировать Сербию в бастион против расширения Европейского союза и НАТО. Действительно, послушный сербский премьер-министр сейчас выступает за "третий путь" между Западом и Востоком и осмеивает необходимость Белграда вступать в НАТО, что не исключает перспективы фундаментальной переориентации и отказа от евро-атлантической интеграции.
Позиция Белграда имеет серьезные последствия для Европы, так как ее основная стратегия, с помощью которой все бывшие югославские государства могут уменьшить свои расхождения, - это вступление в ЕС и НАТО. Но пока ни одно бывшее югославское государство, которое пострадало от крупного конфликта, не вступило ни в одну из организаций. Самая беспокойная из всех, Босния, столкнулась с серьезными откатами в последние годы, и ее сербские и мусульманские лидеры ведут поджигательские речи, неслыханные с момента окончания войны, отчасти из-за косовского вопроса.
Три ключевых ошибки администрации позволили нагноиться косовской ране - к выгоде России. Во-первых, Вашингтон не увидел, как эволюционируют российские цели при Путине. Как и многие союзники в Европе, Вашингтон полагал, что Москва будет громко высказывать свои возражения по планам предоставления независимости Косово, однако неверно посчитал, что, как и в прошлые годы, согласия России можно будет добиться несколькими уступками ради спасения ее престижа.
Во-вторых, Белый дом повторил главную ошибку начала 1990-х, когда югославский кризис угрожал разорвать трансатлантические отношения. Он допустил, что дискуссии в Европе привели к откладыванию согласованных действий.
США, вместо того чтобы воспользоваться широким консенсусом среди ведущих стран по вопросу изменения статус-кво края и быстро перейти к контролируемой независимости Косово на основе плана ООН, допустили регулярные проволочки, которые, по сути, углубили расколы в Европе. Каждая отсрочка сигнализировала Белграду и Москве, что Западу не хватает решительности, и это укрепляло самоуверенность России. В результате неизбежные расчеты и рассуждения по Косово стали еще более сложными и конфликтными.
В-третьих, администрация продолжает участвовать в совершенно бесплодной дипломатии. Как уже ясно всем информированным наблюдателям, вероятность заключения соглашения на переговорах между требующими независимости косовскими албанцами (которые составляют 90% населения) и Сербией (требующей территорию, контроль над которой она потеряла 8 лет назад после вмешательства НАТО, спровоцированного массовыми высылками албанцев), равна нулю. Приближается очередной "крайний срок", но, скорее всего, Россия потребует его отодвинуть для новых "переговоров".
После недавнего унижения в Москве для Вашингтона крайне важно взять руководство косовским вопросом в свои руки и подпитываться пониманием того, что развитие ситуации на Балканах будет иметь значение не только для жителей региона, но и для отношений Запада с Россией. В Европе есть союзники, которые понимают, что стремительно приближается последний рубеж решения проблемы Косово. Многие из них также понимают, что энергетическая зависимость Европы от России ставит во главу угла необходимость продемонстрировать твердый характер и единство в свете угроз для ключевых интересов европейской безопасности. При лидерстве США Евросоюз можно мобилизовать на скоординированные действия, как это было во время вмешательств НАТО, положивших конец войнам в Боснии и Косово. В то же время Вашингтон должен тесно сотрудничать с союзниками в разработке планов расширенных миссий ЕС и НАТО в новом государстве.
Окончательное решение косовской проблемы - это больше не вопрос успешного американо-европейского участия в судьбе Балкан. Это вопрос наших отношений с Россией и того, получит ли Москва право вето в вопросах евро-атлантической безопасности. Владимир Путин дал шанс показать миру, что общие ценности до сих пор господствуют и по ту сторону Атлантики, и по всей Европе. Пришло время воспользоваться этим!
Януш Бугайски - директор Проекта новых европейских демократий в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне. Эдвард Джозеф - ученый и адъюнкт-профессор школы современных международных исследований Университета Джона Хопкинса.