Призрак бродит по Европе: в ней появляется все больше националистических, популистских и праворадикальных партий, негативно настроенных как по отношению к единой Европе, так и по отношению к миграции из других стран, пишет Тео Зоммер на страницах Die Zeit. На прошлой неделе премьер-министр Италии Энрико Летта признал распространение популизма "самым опасным социальным и политическим явлением в Европе на сегодняшний день". Если сейчас, по мнению политика, "против этого не будет предпринято каких-либо мер, то на выборах 2014 года мы получим антиевропейски настроенный Европарламент". А ведь для предотвращения "кошмара", как подчеркивает издание, необходимо, чтобы 70% мест принадлежало сторонникам единой Европы.
Опасения итальянского политика, отмечает Зоммер, небезосновательны. По всей Европе - от норвежского Киркенеса до Крита - растет евроскептицизм. Так, два года назад финская партия "Истинные финны" получила 19,1% голосов избирателей, "Шведские демократы", не скрывающие своего лозунга "Швеция для шведов", представлены в риксдаге 20 депутатами, 12% голосов удалось набрать Датской народной партии. Голландская "Свободная партия" Герта Вилдерса, выступающая за жесткую экономию и выход из состава ЕС, вполне может рассчитывать, по предварительным оценкам, на 27 мест из 150, греческая расистская партия "Золотая заря" - на 13%, британская "Партия независимости Соединенного Королевства" - на 11%. Французский "Национальный фронт" Марин Ле Пен, в свою очередь, вообще может, по оценкам социологов, одержать победу на выборах в 2014 году. Евроскептицизм, как говорится далее, растет также в странах Восточной и Юго-Восточной Европы.
Сомнения, добавляет журналист, множатся и в Германии, о чем свидетельствует неожиданный успех партии "Альтернатива для Германии". "Выборы 2014 года вполне могут стать для нее трамплином в местные ландтаги, а в 2017 году - кто знает - даже в бундестаг", - предполагает Зоммер.
Позитивная картина ЕС, подытоживает автор, серьезно пострадала. Так, в сентябре нынешнего года число евроскептиков в полноправных странах-участницах ЕС составило 43%, оптимистов - 40%. Оставшиеся 17% пока что не определились.