Американские снайперы рассказали о засекреченной программе
Согласно документам военного суда, один из отделов Пентагона рекомендовал некоторым снайперам американского контингента в Ираке выявлять лиц, подозреваемых в причастности к повстанцам, разбрасывая "приманку": детонационные шнуры, пластиковую взрывчатку и боеприпасы, а затем убивая иракцев, которые подбирают с земли эти предметы.
Засекреченная программа описана в документах расследования, касающихся обвинений в убийстве, которые недавно предъявлены трем снайперам. По версии следствия, снайперы подкладывали иракцам, которых убивали, вещественные доказательства, якобы свидетельствующие об их причастности к повстанцам.
"Ловля на приманку - это раскладывание вещей, которыми, как нам известно, они воспользуются. Цель этого - уничтожение врага", - показал под присягой капитан Мэтью П. Дидьер, командир элитарного взвода разведчиков-снайперов, прикомандированного к 1-ому батальону 501-го пехотного полка. "В общих чертах это выглядело так: мы что-то клали на видное место и вели наблюдение. Если кто-то обнаруживал эту вещь, подбирал и пытался с ней уйти, мы открывали по этому лицу огонь, так как я считал его поведение признаком того, что оно использует эту вещь против сил США".
В документах, которые Washington Post передали родственники обвиняемых военнослужащих, Дидьер сообщил, что в январе его часть посетили представители Группы ассиметричных методов ведения войны Пентагона, которые позднее передали им ящики от боеприпасов, заполненные "приманками" для использования с целью "срыва попыток АИС ("антииракских сил" - термин, используемый силами западной коалиции в Ираке) по причинению ущерба силам Коалиции и обеспечения нашей стороне преимущества на театре боевых действий".
Юджин Фиделл, президент Национального института военной юстиции, отметил, что подобная программа "ловли на приманку" должна быть изучена "крайне скрупулезно", так как она создает тревожные перспективы - к примеру, встает вопрос, что случится, если вещь поднимет мирный житель.
"Эта страна заполонена оружием, боеприпасами и прочими средствами ведения войны, и если каждый раз кто-то подберет что-то, потенциально ценное в качестве оружия... С тем же успехом можно попросить всех иракцев ходить с мишенями на спине", - заключил Фиделл.
По словам военнослужащих, около 12 бойцов взвода были в курсе этой программы, а многие другие знали о "приманках", но не ведали, для чего они служат. Согласно документам, два военнослужащих, не проинформированные о программе официально, выдвинули обвинения в противозаконных действиях после того, как узнали, что их накажут за сон на боевом посту во время снайперского дежурства.
Официальные представители армии отказываются комментировать эту засекреченную программу, детали которой упоминаются в открытых документах следствия и стенограммах показаний в суде. Уголовные следователи сообщили, что обнаружили материалы, касающиеся программы, в белой картонной коробке, а также в банке для хранения боеприпасов на базе подразделения снайперов.
"Мы не разглашаем конкретных методов, применяемых по отношению к комбатантам противника, - сказал Пол Бойс из пресс-службы Вооруженных сил США. - Подследственные обвиняются в убийстве и в противозаконном подкладывании оружия около останков граждан Ирака. Не существует засекреченных программ, которые санкционировали бы убийство местных жителей и использование "подброшенного оружия" для создания видимости законности убийств".
Неясно, распространялась ли программа на другие части иракского контингента и сколько человек было убито при применении этой тактики "ловли на приманку".
Военнослужащие снайперского взвода заявили, что подвергались нажиму со стороны командования: оно требовало убивать больше повстанцев, так как американские части понесли в этом районе тяжелые потери. Подразделение снайперов (прозванных "раскрашенными демонами", так как для камуфляжа они разрисовывают лица в тигровую полоску) часто выполняло задания на враждебных территориях, стараясь перехватывать повстанцев на подходе к тайникам с оружием.
"Наша работа здесь состоит в том, чтобы убирать людей, которые творят зло, - сказал в июле в своих показаниях специалист (звание в армии США. - Прим. ред.) Джошуа Л. Мишод, подразумевая многочисленные людские потери, понесенные его частью. - Я не хочу называть это местью, но нам нужно было найти способ расправляться со злодеями эффективно и при этом выполнять наши воинские обязанности по уставу".
Через несколько месяцев после внедрения программы против трех снайперов из взвода Дидьера были возбуждены уголовные дела по обвинению в убийстве. По версии следствия, они использовали приманки и другие предметы, дабы убийства выглядели оправданными. Хотя, по-видимому, три предполагаемых убийства не были частью засекреченной программы в конкретном смысле, адвокаты обвиняемых утверждают, что программа могла стать для военнослужащих побуждением к действию, так как она размыла законные границы убийства в сложной обстановке военного времени.
Джеймс Д. Калп, гражданский юрист одного из снайперов, сержанта Ивэна Велы, заявил, что военнослужащие стали "выдохшимися от боев пешками новоизобретенной концепции "войны с приманкой", которая была подобна луковице: со стороны выглядела красиво, но, как только шелуху ободрали и присмотрелись повнимательнее, начала испускать адскую вонь".
Специалист Хорхе Сандоваль и сержант Майкл Хенсли обвиняются военными в том, что они подложили катушку с проволокой в карман иракца, которого Сандоваль застрелил 27 апреля по приказу Хенсли. Согласно документам судебного следствия, иракец был застрелен в момент, когда срезал траву ржавым серпом.
Военные утверждают, что убийство человека с серпом было необоснованным. Хенсли и Сандовалю предъявлены обвинения в убийстве и фальсификации вещественных доказательств.
Согласно показаниям и материалам судебного дела, Сандоваль и Хенсли, подойдя к трупу, предположительно подложили в карман убитого катушку с проволокой, которую повстанцы часто используют для подрыва придорожных мин; тем самым они хотели создать видимость полной обоснованности убийства.
Один из военнослужащих, выступивших с обвинениями, - рядовой первого класса Дэвид С. Петта, - показал перед судом, что у него сложилось мнение, что приманки следовало подсовывать людям, убитым его товарищами, "для укрепления нашей позиции - если мы убьем кого-то, о ком нам известно, что это враг, но доказательств мы не имеем". Петта не был официально уведомлен о программе.
Через две недели после этого убийства Сандоваль и его команда снайперов устроились на ночлег в тайном "схроне" в деревне Джурф-ас-Сахр на берегу Евфрата. Пока другие снайперы спали, Хенсли увидел, что некий иракец - его звали Генеи Несир Худайр - медленно приближается к схрону. Он связался по рации с Дидьером, в то время имевшим звание лейтенанта первого класса, и запросил разрешения "стрелять на поражение".
"Я сказал ему, что как старший по званию на месте санкционирую это, если есть необходимость, - показал в суде Дидьер. - И минут через пять он сообщил мне, что действительно ликвидировал этого человека".
По версии следователей армии США, Вела по приказу Хенсли дважды выстрелил иракцу в голову из пистолета 9-миллиметрового калибра после того, как иракец был взят в плен. Это был первый человек, которого убил Вела, и снайпер был явно потрясен. "У него был странный вид, - показал в суде сержант Роберт Редферн. - Это на него сильно подействовало. Каково было бы вам, если б вам пришлось убить человека?".
Согласно показаниям военнослужащих, когда прозвучали два выстрела, Сандоваль стоял на часах примерно в 20 метрах оттуда и не видел Велу, так как находился внутри разрушенной насосной станции на берегу Евфрата.
Вела и Хенсли сказали следователям, что иракец имел при себе автомат AK-47 и представлял опасность, но другие военнослужащие утверждают, что автомат положили рядом с Худейром после того, как застрелили его.
Связаться с адвокатом Хенсли и получить его комментарии не удалось. Адвокат Сандоваля, капитан Крейг Драммонд, считает, что его клиент невиновен в смертях обоих потерпевших.
"Дело обстоит буквально так: они предъявили этому парню обвинения в двух убийствах, хотя в обоих случаях он просто делал свою работу", - заявил Драммонд.
По словам Драммонда, Сандоваль был совершенно непричастен к подбрасыванию автомата иракцу, который был убит на насосной станции.
Сандоваль в своих показаниях следователям дал разъяснения по поводу своей причастности к подбрасыванию проволоки первому потерпевшему.
"Это сделал один из военнослужащих, присутствовавших там. По сути, он совершил это по глупости. Парни пытались сделать так, чтобы по поводу этой ликвидации не возникало никаких вопросов, - сказал Драммонд. - Это было сделано, чтобы обеспечить дополнительное оправдание ликвидации, которая не нуждалась в оправдании".
Хенсли также предъявлено обвинение в убийстве иракца, которого он отыскал после того, как снайперы заметили, что этот человек растягивал проволоку на дороге. Хенсли застрелил иракца возле его дома, утверждая, что ему показалось, что тот потянулся за оружием.
Через два с половиной месяца после выстрелов на насосной станции власти взяли Сандоваля под стражу, когда он проводил отпуск у своей матери в Ларедо, штат Техас. Обвинения ошарашили членов семьи - они характеризуют Сандоваля как добросердечного и честного молодого человека, которого хотят наказать за исполнение приказов.
"Для всех нас это стало шоком, - сказала старшая из его сестер Норма Васкес. - Он тоже в шоке, прямо не понимает, что происходит".
Сандоваль, в средней школе проходивший добровольный курс подготовки военнослужащих-резервистов, в среду должен предстать перед военным трибуналом в Багдаде.
Отец Велы, Кертис Карнехан, полагает, что военные слишком спешат с судебным разбирательством и проводят его в зоне военных действий, чтобы скрыть факты от населения США.
"С ними поступают несправедливо, - сказал Карнехан. - Я считаю, что наших солдат нельзя привлекать к суду за то, что они делают на войне, и грозить им многолетними сроками заключения, когда эта программа, - если она, конечно, всплывет - явно исходила от высшего командования. Все эти люди, которые говорили: "Идите, воспользуйтесь этими приманками", просто как сквозь землю провалились, точно никогда этого не санкционировали".
При подготовке статьи использованы материалы, собранные Джули Тейт