Россия стала союзником США в борьбе с иранским ядерным оружием? - с сомнением вопрошает сегодняшняя пресса. В среду президент Медведев заявил, что санкции против Ирана возможны. Обама старается выработать единую позицию мировых держав накануне "трудного саммита" с Ираном 1 октября, напоминают СМИ.
На двусторонней встрече Обамы и Медведева в среду речь шла почти исключительно об Иране, сообщает The Christian Science Monitor. "В завершение встречи Медведев сказал, что санкции редко дают конструктивные плоды, но в некоторых случаях неизбежны", - пишет газета.
Обама старается выработать единую позицию мировых держав накануне переговоров с Ираном, намеченных на 1 октября, пояснили источники. Если верить присутствовавшим на встрече американцам, российский лидер вновь подчеркнул: Россия не хочет, чтобы у Ирана появилась атомная бомба. Старший директор NSC по делам России Майкл Макфол полагает, что эта общая стратегическая цель повлечет за собой появление общей стратегии.
Обама добился, чтобы Россия поддержала санкции против Ирана, но Китай не последовал примеру Москвы, отмечает обозреватель The Times Бронуэн Мэддокс. Причина в том, что Пекин заинтересован в приобретении иранской нефти, полагает журналистка. "Однако одобрение российской стороны загоняет Иран в угол и, возможно, убедит Китай на голосовании в Совбезе ООН по поводу нового пакета санкций воздержаться, а не накладывать вето". Кроме того, Обама может предостеречь Иран, что его лишат помощи в строительстве АЭС, которую сейчас оказывает Москва.
Медведев сказал, что санкции против ядерной программы Ирана могут быть "неизбежными", информирует своих читателей The Guardian. Между тем. как стало известно накануне, Саудовская Аравия, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) используют такой инструментарий, как нефтяные контракты, закупки вооружения и рабочие визы, чтобы убедить Россию и Китай, выступавшие до настоящего времени против ужесточения санкций ООН в отношении Тегерана, что в их интересах сотрудничество не с Ираном, а с ними.
Как поясняет издание, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) надеется, что экономически привлекательные предложения стран Залива в сочетании с решением Барака Обамы отказаться от развертывания ПРО в Восточной Европе позволят добиться от Москвы и Пекина поддержки новых, более жестких санкций, которые будут касаться не финансов, а непосредственно нефтегазовой отрасли Ирана. Представители ССАГПЗ сегодня встретятся с дипломатами "шестерки" государств, ведущих переговоры с Ираном, чтобы обсудить, какую роль могут сыграть арабские страны в преддверии решающей встречи с представителями Исламской республики на следующей неделе.
Неназванный европейский высокопоставленный источник подтвердил тот факт, что страны Персидского залива более активно занялись переубеждением России и Китая с целью склонить их в сторону более жестких экономических санкций, если встреча 1 октября не позволит достичь компромисса по иранской программе обогащения урана. Впрочем, он скептически оценил способность ССАГПЗ сохранять единую позицию.
Австрийская Der Standard, рассуждая о встрече российского и американского лидеров, приводит мнение уполномоченного ЕС по внешней политике Хавьера Соланы, который полагает, что Россия и Китай не будут возражать против новых санкций в отношении Тегерана. Кроме российско-иранских переговоров о закупке ракет S-300, США не в восторге от российских поставок вооружения в Венесуэлу и Сирию, отмечает также издание. Но и по этому пункту со стороны Москвы не следует ожидать каких-либо уступок, зато, как считают эксперты, можно надеяться на прогресс в области сокращения стратегических наступательных вооружений.
Россия продолжает прежние игры, говорится далее в статье, и свидетельство тому - подход к размещению ракет "Искандер" в Калининградской области. Если всего несколько дней назад в ответ на отказ от размещения американской системы ПРО в Восточной Европе российский заместитель министра обороны заявил, что никаких ракет в Калининградской области не будет, то чуть позже начальник Генерального штаба Николай Макаров сказал, что подобного решения принято не было.
Тем не менее, на одну уступку Дмитрий Медведев все же пошел, добавляет корреспондент: его встреча с "американскими диссидентами" не состоится - у него на это не хватает времени.
Швейцарская Le Temps публикует прогноз относительно "трудного саммита в Женеве": 1 октября в Женеве шесть стран-участниц переговоров попытаются найти выход из длящегося более шести лет иранского кризиса.
Глава иранской делегации Саид Джалили, представляющий жесткую линию режима, не демонстрирует готовности менять позицию, отмечает издание. Однако по сравнению с июлем 2008 года ситуация трансформировалась. Главный повод для оптимизма - политика "протянутой руки", предложенная новой американской администрацией в отношениях с Тегераном, пишет газета.
Изменилась ситуация и с иранской стороны. После спорного переизбрания Махмуда Ахмадинежада Исламская республика переживает тяжелейший с момента своего создания кризис. "Режим в опасности, и ядерный вопрос становится важной внутриполитической темой", - отмечает корреспондент Стефан Бюссар. Радикализация Ирана усложняет предстоящие переговоры, и верховный аятолла, хоть и ослабленный протестами оппозиции, вряд ли откажется от ядерной программы.
Если участники "шестерки" так и не договорятся между собой о возможности новых санкций, резюмирует издание, встреча в Женеве рискует стать еще одной отсрочкой.