Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 апреля 2000 г.

Майя Бутейе | Libération

Фарс и сила "Платонова"

29 апреля на сцене театра "Женвильер" состоится представление спектакля по пьесе Чехова "Платонов" в постановке Армеля Русселя.

На просторной, гладкой и блестящей, как экран телевизора, сцене - искусственное освещение и мягкий звуковой фон: отраженные от многочисленных экранов загадочные блики переливаются как чешуя яркой аквариумной рыбки. Зрители, входящие в зрительный зал, видят, что все действующие лица уже на сцене. Лысый человек в военной форме и черных очках (старик Глаголев) произносит в микрофон фразу: "Мир - это игра в войну". Другой персонаж (бесхарактерный Сергей Войницев) в кремовом костюме занят тем, что расставляет на полке кочаны капусты. Маленький человек с кругами под глазами, со стетоскопом на шее и шприцем в руке (доктор Николай Трилецкий)... Они демонстративно не хотят "работать с пинцетом" над Чеховым.

Стулья, садовый столик, статуэтка, ведро, фонарь и другие предметы свалены в кучу за сценой. Над всем этим беспорядком возвышается фотопортрет русского драматурга. Однако, театральная труппа "Утопия" хочет отойти не от Чехова, а от витиеватых и пропахших нафталином мизансцен. Премьера постановки "Хоронить мертвых/восстанавливать живых" прошла в начале апреля в Theatre de l'Union в Лиможе. Несмотря на смену названия, пьеса почти полностью соответствует тексту оригинала. Это третья постановка молодого (ему еще нет и 30 лет) талантливого брюссельского постановщика Армеля Русселя, длительное время работавшего ассистентом у Мишеля Дезоте.

Через несколько лет после постановки великолепного "Вишневого сада" Матиасом Лангоффом, Армель Руссель вспомнил, что Антон Чехов писал еще и комедии. В этом жанре описывалась всегда одна и та же история - страдающая от скуки провинциальная буржуазия, находящаяся на грани разорения. Драматург решил заняться "Платоновым" - это первая пьеса Чехова, опубликованная через несколько лет после его смерти. Пьеса совершенно не соответствует сложившемуся образу писателя, воспринимавшемуся mezza voce.

Несмотря на явную провокацию, в прочтении пьесы Армелем Русселем нет ничего немотивированного. Дон Жуан Платонов, тем не менее, чувствует себя очень одиноким в обществе, "камикадзе и анархист, разоблачающий ложь, лицемерие, притворство", подчеркивает драматург. Четыре акта оригинала заменены эпизодами, названия которых высвечиваются на экранах: "Вся моя жизнь в Вас", "Я приветствую тебя, новая жизнь", "Как, по-твоему, я должен жить", "Убей меня", "Хоронить мертвых/восстанавливать живых". Мастерская игра артистов труппы "Утопия" позволяет прочесть (при помощи видео) подтекст: психологический излом и подоплека. Эти навязчивые состояния и психическое торможение актеры передают при помощи жестов и движений. И комедия превращается в фарс. У зрителей не остается сомнения в том, что через образ Анны Петровны автор передал основной смысл пьесы. Роль "Генеральши" исполняет актер Рено Канья. Он выглядит как настоящая дама-обольстительница. В серебряной парче или кожаном костюме, этот персонаж в оригинале пьесы олицетворяет двойственность. "Если бы я была профессором, - сетует Анна Петровна, - или директором. Или кем-нибудь еще! Дипломатом! Вмешиваться в дела всего мира! Это ужасно быть свободной женщиной!" "Аморальная" и держащая руки в карманах, она ведет себя как мужчина и является женским антиподом Платонова. В отличие от Платонова, ловеласа, не демонстрирующего своей сексуальной невоздержанности, Анна Петровна демонстрирует ее по всякому поводу. Он женат и имеет маленького ребенка, а "Генеральша" женщина, свободная во всех отношениях. На фоне Платонова, идеалиста, страдающего от неуверенности, она светская дама, чье красивое лицо не сходит с экранов, как чарующий "демон".

Театр "Женвильер" планирует показать еще два спектакля, подготовленных труппой "Утопия": "Роберто Дзукко" Кольте и "Европейцы" Ховарда Баркера. Это позволит продлить удовольствие от знакомства с творчеством талантливой театральной труппы.

Источник: Libération


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru