Борьба за земли интернета докатилась до России.
Ободренные стабильностью политического ландшафта, высокой численностью населения, ростом числа пользователей и перспективами развития интернета в нашей стране, иностранные инвесторы продолжают покупать акции российских молодых сетевых компаний
Но пионерам этого вида предпринимательства и инвестиционной деятельности приходится сталкиваться с достаточно специфическими проблемами. Россияне сильны в технической области, но стране очень не хватает опыта в области делового менеджмента, а значит здесь инвесторам придется контролировать свои деньги строже, чем где-либо. К тому же у инвесторов еще какое-то время будет много проблем связанных с тем, что российская экономика переживает переходный период на пути к рыночной системе и потому ведет себя хаотично.
И точно так же, как во всем мире, то, что ты застолбил себе в интернете участок сегодня, не гарантирует, что ты останешься конкурентоспособным завтра.
?Это настоящий захват земель, ты ставишь столбики - и участок твой, - говорит Виктор Хуако (Viktor Huaco), президент Orion Capital Advisors Ltd. - Но если ты застолбил себе участок в интернете, это не наделяет тебя правом собственности?.
Первые поселенцы.
Уже в этом году многие инвесторы вложили изрядное количество денег в недвижимость российского интернета?. Port.ru - владеющий mail.ru (www.mail.ru), самым популярным русскоязычным сервером электронной почты - собрал в апреле этого года $2,5 млн (2,6 млн евро) инвестиций.
В прошлом месяце Ru-Net Holdings, учрежденные управляющей компанией Baring Vostok Capital Partners и инвестиционным банком ?Объединенная Финансовая Группа?, заплатили $3 млн за контрольный пакет акций Ozon.ru (www.ozon.ru), санкт-петербургского магазина книжной и музыкальной продукции с месячным доходом около $70 000. Холдинг также инвестировал в Яндекс (www.yandex.ru), сложную поисковую систему, один из самых посещаемых сайтов в России.
В январе холдинг, недавно созданный ?Российскими Фондами? и Orion Capital Advisers, инвестировал в самую популярную в России поисковую систему ?Рэмблер? и Lenta.ru (www.lenta.ru), популярную сетевую газету. К этому можно добавить $1 млн израильских инвестиций в поисковую систему ?Апорт? и $33 млн инвестиций одного американского холдинга в совместный проект с Московской Телекоммуникационной Корпорацией по строительству высокоскоростной линии связи.
?Между инвесторами существует значительная конкуренция?, - говорит Тимур Янбухтин, один из руководителей ?Яндекса?, московской компании, владеющей поисковой системой.
На следующей неделе в Санкт-Петербурге пройдет конференция по инвестициям в интернет, в которой примет участие свыше 100 человек. Форум ?Интернет и Инвестиции? организует Михаил Новиков, директор санкт-петербургкого интернет-консалтингового агентства Admin Ltd. Основными темами будут организация успешного сетевого бизнеса и оценка сетевых компаний.
С уходом Бориса Ельцина из Кремля интерес инвесторов к российскому сектору интернета возрос. ?С приходом к власти Владимира Путина многие перестали обращать внимание на риск, с которым обычно ассоциируется Россия?, - говорит Питер Киркоу, старший экономист лондонской компании ICE Securities Ltd.
?Он не так непредсказуем и неуправлянм, как Ельцин, - говорит Чарли Райан (Charlie Ryan), президент ?Объединенной Финансовой Группы?. - Пока трудно составить определенное мнение, но он не так страшен, каким его рисуют многие?, - добавляет он, гордо демонстрируя визитку Путина начала 90-х годов. Десять лет назад, когда Райан помогал приватизировать российские компании в Санкт-Петербурге, он часто встречался с Путиным. Он считает многообещающим то, что уже тогда у Путина на карточке был указан адрес электронной почты.
Эстер Дайсон, председатель нью-йоркской компании EDventure Holdings Inc., женщина, давно занимающаяся инвестициями в российский бизнес, считает, что улучшилось отношение Запада к российскому корпоративному климату, что также важно, как и конкретные шаги по улучшению условий. Она сравнивает эту ситуацию с ?Пигмалионом? - женщину делает леди то, как с ней обращаются?.
Чем привлекает этот рынок?
Если рассматривать Россию как "горячий" инвестиционный рынок, то Дайсон и другие инвесторы считают молодые интернет-компании одними из самых привлекательных возможностей - отчасти потому, что они не страдают вредными привычками, свойственными российским компаниям старой экономики. ?На развивающихся рынках на обычные риски можно не обращать большого внимания, - говорит Киркоу, компания которого следит за интернет-акциями в Центральной и Восточной Европе. - Интернет-компании часто с самого начала хотят быть открытыми и прозрачными?.
?Смотришь на многие российские компании и видишь, что большинство из них занимается исключительно воровством, - говорит Райан. - Предприниматели в интернете стараются быть более открытыми и больше заниматься собственно бизнесом?.
Россия представляет собой огромный потенциальный рынок веб-серверов и интернет-потребителей, тем более потому, что все больше и больше россиян получают доступ к сети. ?В России хорошо то, это большая-большая страна, где все говорят на одном языке?, - говорит Билл Браудер, управляющий директор Hermitage Capital Management. По его оценкам сегодня в России около 1,6% из 146-миллионного населения пользуется интернетом. Он считает, что через два года эта цифра возрастет до 8%.
Рекламщикам все это нравится. Директор ?Яндекса? Аркадий Волож говорит, что рекламный рынок российского интернета каждый месяц увеличивается вдвое. Например, в марте ?Яндекс? получил за рекламу $40 000, в апреле этот уровень был достигнут уже к середине месяца. Он рассчитывает на то, что к осени ?Яндекс? будет получать $100 000 в месяц. По оценкам Киркоу российский сетевой рекламный рынок вырастет к 2003 г до $50 млн, в то время как в прошлом году этот показатель равнялся $500 000.
На межкорпоративном рынке перспективы еще более радужные. Здесь интернет может помочь рынку перепрыгнуть через болото деловой неэффективности. ?Возврат по инвестициям? в российский межкорпоративный рынок гораздо выше, чем в развитых экономиках, где конкуренция существует уже давно?, - говорит Мильенко Хорват, хорват, получивший образование в Йельском университете и начавший коммерческие банковские операции для Citicorp в России в начале 90-х. Сегодня он инвестирует в российский интернет и является директором нью-йоркской Newspaper Direct Inc.
?Мы можем перепрыгнуть через автоматизацию 70-х и 80-х и сразу переходить к программному обеспечению для работы с клиентами и управлению поставками к самым эффективным методам снижения себестоимости?, - говорит Евгений Пескин, вице-президент ?Информационных Деловых Систем?.
Тем не менее инвесторы предупреждают, что надо быть осторожным. Отчасти в связи с недостатком менеджерского опыта инвестиции требуют более пристально внимания. ?Нельзя просто купить какие-то акции какой-то сетевой компании, открыть кредитную линию и отпустить их?, - говорит Кайл Брэндон, сотрудник Orion Capital.
?Россия богата техническими талантами, - говорит Дайсон. - Что нам нужно - это навыки перспективного управления?.
Но многие с оптимизмом считают, что эти и другие препятствия будут преодолены, и что возврат по инвестициям в долгосрочной перспективе будет достаточно щедрым. ?Вспомните, что представлял собой американский интернет 5 лет назад, - говорит Браудер. - То же самое происходит сейчас в России?.