Белые стены и наблюдательные вышки расположенных на холме казарм Шаха Абдуллы хорошо видны из дома Субхи Туфайли. Этот неприветливый шейх, один из отцов-основателей "Хизбаллы" и ее первый генеральный секретарь, хорошо знает казармы. В бурные 1980-е годы там размещались боевики его организации, контингент иранского Корпуса стражей исламской революции, там держали в заложниках нескольких западных граждан, в том числе скончавшегося в плену шефа резидентуры ЦРУ Уильяма Бакли. Но это в прошлом.
Спустя двадцать лет Туфайли стал одним из самых откровенных (и самых невероятных) критиков "Хизбаллы" и поддерживающего ее Тегерана. Он обвиняет "Хизбаллу" и Тегеран в коррупции и в том, что они продали идеалы исламской революции 1979 года в Иране. "Хизбалла" больше не настоящая освободительная сила, а лишь орудие в руках Ирана. "Хизбалла" стала крайне плохой и коррумпированной организацией", - рассказал он в интервью Time.
Подобные взгляды разделяет мало кто из жителей шиитских деревень на востоке долины Бекаа, где живет Туфайли. Местные жители открыто насмехаются над упрямым священнослужителем и называют его наймитом врагов "Хизбаллы". Неудивительно, что он редко покидает свой дом, а телохранители почти не оставляют его одного.
Туфайли одевается как шиитский священнослужитель - в белый тюрбан и черное длинное одеяние, у него густая седая борода. Его маленькие черные глаза, которые сверкают, как маленькие угольки, почти незаметны на его морщинистом, полном и загорелом лице. Человек несгибаемых принципов, Туфайли - подлинный сын восточной долины Бекаа, места, известного царящим здесь беззаконием, властью шиитских кланов, контрабандой и производством наркотиков. Когда в июне 1982 года израильтяне вторглись в Ливан, Туфайли находился в Тегеране. Он помогал в отправке в Ливан представителей Корпуса стражей исламской революции, которые набирали и тренировали сотни молодых местных шиитов для борьбы с израильской оккупацией - тем самым было создано ядро "Хизбаллы".
Он возглавлял организацию в 1980-е годы, когда произошло несколько громких терактов против западных граждан с участием террористов-смертников, а организация похищала иностранцев. Одним из терактов стал взрыв смертника на грузовике со взрывчаткой возле казарм американской морской пехоты в октябре 1983 года, когда погиб 241 американский солдат. В то время "Хизбалла" еще не объявила официально о своем существовании и целях, и ее лидеры всегда отрицали причастность к действиям против представителей Запада. Однако Туфайли признал, что группировка несет ответственность за взрыв в казармах американской морской пехоты.
"Морские пехотинцы не были мирными гражданами. Я считал американцев оккупационной силой и сражался с ними", - рассказывает он своим мягким бархатистым баритоном. Хотя Туфайли по-прежнему "гордится" теми действиями, он говорит, что не был причастен к данной операции лично. "Если бы я был как-то с этим связан, то сказал бы, ведь я и так не в лучших отношениях с американцами", - говорит он с легким смешком. Министерство финансов США причисляет Туфайли к террористам особой категории - он один из шести ливанских шиитов, включенных в данный список.
Несмотря на готовность признаться во взрывах, Туфайли заявляет, что похищения западных граждан "не имеют никакого отношения к "Хизбалле". Абсолютно никакого". На самом деле, как он рассказывает, иранская политика по использованию ливанских шиитов для похищения западных граждан была "ошибкой", которую он пытался исправить.
"Ситуация с заложниками разрушила образ сопротивления (Израилю) и образ ислама", - говорит он. Строгий и рассудительный шейх не стремится называть имена и пересказывать истории. Многие свои секреты он оставляет тайной. Тем не менее, он рассказал один интригующий эпизод из эпохи захвата заложников. По словам Туфайли, в начале 1986 года он поддерживал по телефону постоянные контакты с ливанскими похитителями и убеждал их освободить заложников. В мае того же года он получил обещание, что все заложники будут выпущены в течение недели. А на следующий день к нему пришел глава сирийской военной разведки в Ливане, который передал сообщение от сирийского президента Хафеза Асада. Асад хотел, чтобы заложники были освобождены. Мог ли Туфайли устоять? Лидер "Хизбаллы" заверил сирийцев, что вопрос вскоре будет решен.
Однако соглашение сорвалось, когда спустя всего три дня после обещания похитителей бывший советник президента Рейгана по национальной безопасности Роберт Макферлейн нанес печально известный тайный визит в Тегеран. Там вместе с полковником Оливером Нортом они договаривались об обмене заложников на оружие.
"Тогда мы поняли, что для Ирана заложники представляют большую ценность. Они хотели продать заложников одного за другим", - говорит Туфайли. Проверить этот рассказ невозможно. До сих пор остаются неизвестными личности похитителей, а Туфайли говорит, что не намерен нарушать молчание.
Бескомпромиссная натура Туфайли привела к конфликту с более молодым и прагматичным поколением лидеров "Хизбаллы", которые выдвинулись после гражданской войны в Ливане в 1990-е годы. Он также вошел в противоречие с ливанским правительством, когда в 1997 году начал кампанию гражданского неповиновения, выступая против пренебрежения правительства к бедственному положению долины Бекаа. Туфайли заявляет, что не застрял в прошлом, и большую часть времени посвящает изучению обширных трактатов по исламскому праву. Остается только гадать, какие темные воспоминания всплывают в его памяти, когда он глядит в окно на высящиеся вдали стены казарм Шаха Абдуллы.