Что говорит нам история братьев Царнаевых о радикальном исламе, иммигрантах из России, мусульманских общинах и провале ассимиляции? - задается вопросом обозреватель The Washington Post Фарид Закария. И сам же отвечает: "Возможно, не так уж много: вполне вероятно, что эти двое молодых мужчин - не отражение каких-то нарастающих или усиливающихся тенденций. Как представляется, это просто два парня, которые ощущали отчуждение, прониклись ненавистью и, по версии обвинения, совершили убийство".
Автор продолжает: потому-то Руслан Царни, дядя братьев Царнаевых, назвал их "неудачниками". Царни и его семья - тоже чеченцы-иммигранты, но законопослушные, хорошо интегрированные.
В США лишь два десятка человек пали жертвами "терроризма, инспирированного из-за границы" (за период после 11 сентября 2001 года), утверждает Закария. Почему так мало? "Одна из главных причин - в Америке нет многочисленных групп иммигрантов, которые чувствовали бы себя чужими обществу", - пишет автор. На его взгляд, "машина ассимиляции" продолжает работать отменно.
Удивительно другое - в Европе, где у иммигрантов-мусульман гораздо больше проблем с ассимиляцией, ситуация в последние годы улучшается. Эксперт Джонатан Лоренс (Бостонский колледж) разъясняет: последние 20 лет европейские правительства стараются интегрировать мусульман, а также поощрять "более современную, европейскую версию ислама". Как пишет Лоренс, лидеры европейских мусульман "стали ответственными деятелями в плоскости институций, и им теперь есть что терять".
Закария советует США учиться интеграции мусульман у Европы: "Раскройте объятия мусульманским общинам. Правоохранительные органы США подтвердят: чем лучше отношения с местными мусульманскими организациями, тем вероятнее, что они предоставят ценную информацию о потенциальных джихадистах". Так, один имам из Торонто помог раскрыть заговор террористов, о котором стало известно на днях.
Закария заключает: после Бостона нельзя подвергать мусульман остракизму или ставить их в неудобное положение. Разумнее будет укрепить связи.