Представитель российского олигарха не скрывает скептицизма относительно характера судебного преследования его клиента
Обычный день процесса, который должен был стать необычным. Сидящий в одном из углов клетки, установленной в крошечном зале московского суда, где в течение двух месяцев проходят слушания, Михаил Ходорковский встает, чтобы зачитать короткое заявление. Человек, которого считают самым богатым в России, бывший владелец (и все еще самый крупный акционер) российского нефтяного гиганта ЮКОС, одет в джинсы и черную футболку. В его руках толстая тетрадь, он зачитывает свои заметки хорошо поставленным голосом, но чувствуется, что он немного нервничает.
Звучат слова защиты, которые прокурор, облаченный в традиционный голубой китель со звездами, пытается опротестовать в ходе активного допроса. Спокойный и терпеливый, обвиняемый отвечает на все вопросы и твердым, ироничным тоном заканчивает свое выступление: "Я хочу еще раз зачитать свое заявление, поскольку у меня сложилось впечатление, что обвинение ломится в открытые двери". На этот раз прокурор отступает.
После диалога глухих Ходорковский вновь садится на деревянную скамью. Площадь клетки (3 кв. м) для него слишком мала, чаще всего ему приходится просовывать ноги между прутьями этого сооружения. Платон Лебедев, бывший партнер по бизнесу и нынешний сокамерник, находится в постоянном движении, потягивает молоко, перебирает документы и что-то нашептывает на ухо Михаилу Ходорковскому, вновь не произносящему не слова, сидящему с блуждающим взглядом.
Довольно странный спектакль, главными действующими лицами которого стали одни из самых известных российских олигархов. В этом зале суда, заполненном столами и деревянными скамейками, их обвиняют в том, что они, согласно заявлениям прокурора, незаконно приватизировали предприятие "Апатит" - небольшой завод по производству удобрений, покупка которого в 1994 году открыла путь к созданию одной из самых богатый российских империй ЮКОС. Спустя десять лет, после обвинений в уклонении от уплаты налогов, нефтяная группа заявила о возможном скором банкротстве. Два главных основателя компании могут быть приговорены к 10 годам тюремного заключения.
Несмотря на многочисленные юридические повороты, два этих параллельных расследования являются основой дела ЮКОСа. Дела, которое как предполагается, начато путинским Кремлем с целью возвращения нефтяной сферы в руки государства и устранения возможного политического соперника.
"У меня нет никаких сомнений, что вердикт по этому процессу будет вынесен не здесь, а в Кремле", - заявил один из адвокатов Михаила Ходорковского во время перерыва на обед. "Формально все кажется вполне нормальным в этих процедурах", - признает он.
Регулярно, по вине секретаря, судья и два заседателя в черных мантиях вынуждены самостоятельно вести записи, адвокат встает и заявляет протест. Его коллега также исполняет свои обязанности и проводит контр-допросы. Прокурор вызывает первых свидетелей обвинения: за три дня суд заслушал двоих из 140, значащихся в списке. Процесс обещает быть очень долгим. В принципе...