В Мексике изображения красоток в коротких юбочках используются для продажи самых различных товаров, от сигарет до автомобилей. Но недавняя попытка защитников природы использовать сексапильную внешность одной из моделей для того, чтобы мужчины перестали есть черепашьи яйца в качестве афродизиака, стало здесь причиной скандала.
На рекламном плакате изображена полногрудая аргентинская фотомодель в купальнике. Ее очаровательная завлекающая улыбка сопровождается словами: "Моему мужчине не нужны черепашьи яйца". Внизу приписано: "Потому что он знает, что они не увеличивают потенцию".
Защитники окружающей среды, которые организовали эту рекламную кампанию, говорят о том, что они пытаются повлиять на мужчин, которые покупают черепашьи яйца у уличных торговцев за доллар и съедают их вместе со скорлупой и щепоткой соли, полагая, что эти яйца - природная форма виагры.
"Мы решили: пусть сексапильная девушка скажет, что мужчине, которого она выбирает, не нужны черепашьи яйца", - говорит Фэй Кривошау, директор по связям с общественностью природоохранной организации Wildcoast, которая находится в Сан-Диего.
Но что для одних - реклама, другим кажется эксплуатацией женского тела. Патриция Эспиноза, президент Национального института по проблемам женщин (государственное учреждение), обвинила этих рекладодателей в том, что они поощряют стереотипы, связанные с сексуальной дискриминацией женщин. Критика вынудила губернатора южного мексиканского штата Гереро, где браконьерским способом добывают, а затем продают большое количество черепашьих яиц, взять обратно обещание выставить эти рекламные плакаты в следующем месяце на рынках.
"Мы не против самой рекламной кампании, - сказала госпожа Эспиноза в интервью. - Но мы против стереотипных представлений о женщине как о сексуальном объекте".
В эпицентре этой борьбы между феминистками и натуралистами - морские черепахи, которые существуют на Земле намного дольше, чем человек, а в последние десятилетия ведут напряженную борьбу за выживание.
Каждый год сотни тысяч черепах направляются на тихоокеанское побережье Мексики для того, чтобы отложить там яйца. Многие животные становятся жертвами браконьеров, которые убивают черепах ради их мяса и достают яйца из убитых черепах, чтобы продать их в качестве афродизиака. Другие браконьеры раскапывают гнезда, которые черепахи делают в песке, и достают яйца оттуда.
В последние годы численность оливковых черепах вновь стала увеличиваться, главным образом благодаря тому, что федеральные агенты и морские пехотинцы охраняют места, где черепахи устраивают гнезда в штате Оахака. Между тем в штате Гереро и в некоторых других местах на побережье Тихого океана ситуация совершенно другая.
Даже в Оахаке черепахи не находятся в полной безопасности. В этом месяце браконьеры убили дубинками на пляжах штата 80 морских черепах, забрав яйца и оставив на песке разбитые панцири.
Фэй Кривошау, директор по связям с общественностью природоохранной организации Wildcoast, говорит: в то время как правительство пытается обеспечить охрану мест, где черепахи делают свои гнезда, ее организация решила провести кампанию, нацеленную на потребителей черепашьего мяса и яиц, считая, что браконьерство никогда не прекратится, пока будет спрос.
Гомеро Ариджис, поэт и натуралист, который в течение многих лет борется за спасение черепах, называет протесты феминисток против рекламных плакатов "ханжескими" и говорит, что этим дамам лучше направить свою энергию на борьбу с насилием против женщин, которых убивают сотнями в криминогенных местах Мексики.
Кроме того, плакаты с изображением полуобнаженных женщин развешаны по все стране, рекламируя парфюмерию, нижнее белье, пиво и текилу, говорит Ариджис. Почему же правительственное учреждение негодует по поводу еще одной модели в бикини, недоумевает он.
"Они не понимают целей нашей кампании, - говорит Ариджис, который возглавляет "Группу 100" - влиятельную организацию интеллектуалов и защитников природы. - Мы хотим привлечь этой акцией внимание мексиканских мужчин-мачо, которые используют черепашьи яйца в сексуальных целях".
Между тем президент Национального института по проблемам женщин Патриция Эспиноза говорит о том, что защитники черепах должны найти другой способ для привлечения внимания. "Цель - снизить потребление черепашьих яиц - не оправдывает такие кампании, - говорит она. - Я думаю, что эта модель, такая очаровательная, может призвать людей не употреблять черепашьи яйца, не обращаясь к сомнительным стереотипам".
Национальный институт по проблемам женщин ведет войну с автомобильными фирмами, магазинами по продаже нижнего белья и другими компаниями, которые используют для рекламы своих товаров образы полуобнаженных женщин. Институт однажды заставил компанию Mercedes-Benz снять рекламу, имеющую сексуальный подтекст, и добился снятия особенно эротичной серии рекламы нижнего белья Vicky Form.
Рекламная кампания против употребления черепашьих яиц должна была официально стартовать в сентябре, в разгар сезона браконьерства, но теперь Национальный институт по проблемам женщин может поставить эти планы под угрозу. Поддержку этой кампании перестали оказывать не только власти штата Гереро, но и федеральные чиновники, занимающиеся защитой окружающей среды, которые вначале поддержали идею.
Такая реакция вызвала раздражение у директора по связям с общественностью природоохранной организации Wildcoast Фэй Кривошау. Она обещает привлечь волонтеров для развешивания этих плакатов, даже без разрешения властей. Сама Фэй является также ветераном феминистского движения и считает возможность выставить женское тело без стыда напоказ фундаментальным правом женщины. Она подчеркивает тот факт, что модель, которая снялась для этого рекламного плаката, сделала это бесплатно, ради идеи.
"Почему, к примеру, компании Pepsi-Cola можно использовать образы женщин в коротеньких шортах и маленьких лифчиках, а нам нет? Если я помещу на плакат изображение черепахи, кто станет смотреть на него?"