Пять месяцев назад гениальный российский шахматист, чемпион мира 1985-2000 годов, объявил о своем уходе из спорта
- Пять месяцев назад, во время последнего в вашей карьере турнира ваша мать плакала.
- Да, она со слезами на глазах пробежала мимо публики. Это был для нее болезненный момент. В течение 30 лет она пеклась о моей карьере.
- Как она относится к тому, что сейчас вы ушли в политику?
- Она поддерживает меня в желании что-то изменить. Пусть даже мои шансы в политике не столь велики, как я привык. Политика - это умение находить компромиссы. Не уверен, лучший ли я на этом поприще.
- Чемпион мира по шахматам Владимир Крамник, ваш земляк, как-то сказал: "Мне не нравится, что Каспаров выходит и говорит, что он хочет для России большей демократии".
- Живя в Париже, говорить легко. Я живу в Москве, я езжу по стране. Россия, наверное, это еще не диктатура. Но она движется куда-то в район между диктатурой и полицейским государством.
- Вы хотели создать партию с другими оппозиционерами. Из этого ничего не вышло.
- Так называемая оппозиция в России все еще видит в Кремле потенциального партнера по переговорам. Однако я полагаю, что обсуждать что-либо с Кремлем вредно. Целью должен быть демонтаж этого режима.
- Сейчас вы создали "Объединенный гражданский фронт". Ваша цель - это Дума?
- Нет, мы хотим собрать протестный потенциал. Участвовать в выборах в сегодняшней России бессмысленно. Их результаты предопределяются в Кремле. Если вы знакомы с близким другом Путина - например, с вашим канцлером - уже сейчас можете у него поинтересоваться, каким будет итог следующих выборов.
- Вы, конечно, знаете, что в Германии, вероятно, вскоре появится другой канцлер?
- Я очень надеюсь, что немцы перестанут доверять человеку, который называет Путина демократом.
- Вы здесь находитесь в сопровождении двух телохранителей.
- К сожалению, мне пришлось прибегнуть к их услугам. С личной охраной я, по крайней мере, защищен от мелких нападений.
- Таких, как недавно, когда на одном мероприятии ваш бывший болельщик стукнул вас по голове шахматной доской?
- Это была намеренная провокация. Сцену фотографировали одновременно с двух точек. Разумеется, не случайно.
- Политика стоит денег. Кто вас финансирует?
- Есть группы, которые нас поддерживают, однако, к несчастью, я не могу назвать их. В данный момент в России никто не готов говорить об этом публично.
- Российские средства массовой информации много пишут о ваших отношениях с молодой представительницей науки, экономистом из Санкт-Петербурга, и о ваших планах жениться в третий раз.
- Свадьба уже состоялась. Только мы обошлись без большого шума, так как были некоторые проблемы, связанные с моим разводом. А так мне ничего не мешает отвечать на вопросы о моей личной жизни.
- Тогда расскажите, насколько достоверна история о том, что вы были влюблены в Кати Витт.
- Замечательная история. Я много об этом читал. Только это не соответствует действительности. Все было иначе: один из моих друзей хотел получить автограф Катарины Витт, и мой менеджер достал ему этот автограф. Я ничего о себе не скрываю, к тому же Катарина Витт - привлекательная женщина. Но я никогда не имел счастья быть с нею знакомым.