Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 августа 2006 г.

Гленн Коллинз | The New York Times

Святилище 11 сентября сохранило токсичную пыль трагедии

Трогать токсичную пыль всегда опасно, но это пыль историческая и, возможно, священная.

На этой неделе группа рабочих в защитных костюмах обследовала запечатанную комнату в Нью-Йоркском историческом обществе с целью воссоздания страшной "мемориальной капсулы" 11 сентября 2001 года к 5-й годовщине терактов.

С понедельника рабочие начали осторожно выносить из хранилища покрытые пылью джинсы Levi's и испачканные свитера Ralph Lauren. Затем они тщательно разложили все вещи так, как они лежали с самого начала, до того как попали в хранилище исторического общества, на витрине магазина Chelsea Jeans, в квартале от Всемирного торгового центра. В течение года после терактов витрина магазина, запечатанная директором Дэвидом Коэном, была импровизированной святыней и местом паломничества тысяч туристов и скорбящих.

"Я пытаюсь сохранить то, что я обычно вычищаю", - рассказывает Алан Балики, хранитель исторического общества. Обычно он удаляет грязь с редких карт, гравюр и фолиантов. Для этой работы он надевает защитный костюм.

"Так что даже немного странно тщательно сохранять то, что так разрушительно".

В октябре 2002 года сотрудники общества вывезли реликты - голубые джинсы, синие и желтые топики, футболки и свитера, покрытые токсичной пылью "Граунд-зиро" - из магазина, располагавшегося под адресу Бродвей, 196, около Фултон-стрит, потому что тот закрывался.

Сегодня в Нью-Йоркском историческом обществе открывается выставка "Элегия в пыли: 11 сентября и Мемориал Chelsea Jeans", которая будет работать до 7 января. По словам Эми Вайнштейн, куратора выставки, эта выставка - "напоминание о терроре, горе и эмоциональном переполохе того дня".

Ничего подобного этой инсталляции раньше не проводилось, подчеркнула она. Хрупкие ткани и токсичная пыль, которая покрывает их, требуют деликатного обращения. Кураторы были вынуждены предпринимать меры защиты от экспонатов выставки и гарантировать безопасность ее посетителям.

Так как многие родственники жертв Всемирного торгового центра полагают, что останки их близких и любимых смешались с пылью "Граунд-зиро", к артефактам нужно относиться с уважением, добавила Вайнштейн.

В Нью-Йорке сохранились и другие спонтанные мемориалы, однако это - единственный, собранный из материалов тленных и насколько близких событиям. И он - единственный, на артефактах которого сохранилась та самая пыль, которая осела на голубых джинсах, продававшихся в магазине Chelsea Jeans.

Подготовка инсталляции завершилась лишь вчера. Команда из четырех человек, занимавшаяся инсталляцией, трудилась под временным тентом из полиэтилена толщиной 6 мм, который был призван защитить выставочное пространство общества от пыли, которая полна вредных для легких канцерогенов, таких как асбест. Рабочие трудились в респираторах со сложными фильтрами, которые предотвращали вдыхание ядовитых частиц и органических паров. Защитные костюмы Tyvek не давали статичному электричеству притягивать пыль.

Инсталляция разместилась в огромной экспозиционной витрине стоимостью 41 тыс. долларов и высотой 12 футов - это микросреда, которая защищает не только экспонаты, но и посетителей от экспонатов. Покрытие из органического стекла плотно проложено прокладками, а сам ящик прикреплен к полу силиконом. Диорама трагедии включена в пространство.

После терактов владелец магазина Chelsea Jeans был вынужден уничтожить весь товар своего разрушенного магазина, за исключением партии на тысячу долларов. Стихийный мемориал в его магазине посетили тысячи человек - по оценкам Коэна, даже сотни тысяч - однако в период экономического спада на Манхэттене после терактов немногие из них интересовались покупками. 26 октября 2002 года магазин закрылся. Коэн потратил около 10 тыс. долларов на то, чтобы надежно упаковать артефакты в пять герметичных контейнеров. Через 2 дня после закрытия магазина они были перевезены в историческое общество.

В понедельник, спустя почти четыре года хранения в темном помещении с системой климат-контроля, контейнеры вскрыли. "Мы не знали, может быть, пыль оказалась насколько едкой, что испортила ткань джинсов и свитеров", - вспоминает Вайнштейн. Но они волновались напрасно - ткань сохранилась прекрасно.

Первоначальный мемориал в магазине Chelsea Jeans был запечатлен на фото- и видеопленку (визуальные материалы тоже можно увидеть на выставке), и при его воссоздании сотрудники исторического общества ориентировались на фотосвидетельства, стараясь не трогать пыль.

Также на выставке представлена фотохроника событий 11 сентября. Эта выставка - 15-я специальная экспозиция в историческом обществе, посвященная терактам.

Хотя представленные артефакты - часть постоянной коллекции исторического общества, его сотрудники с самого начала полагали, что эти вещи, покрытые пылью "Граунд-зиро", должны войти в экспозицию мемориала Всемирного торгового центра. Однако, по словам директора мемориала Всемирного торгового центра Эллис Гринвальд, пока говорить об этом рано. "Я увижу их на выставке исторического общества в первый раз, но, я полагаю, у сотрудников общества мы можем многому поучиться. В конце концов, они работали с пылью".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru