В понедельник российский парламент намерен в одностороннем порядке признать независимость Южной Осетии и Абхазии. Президент Медведев мог бы сказать свое "нет"
Депутаты и сенаторы были вынуждены досрочно завершить свой отпуск. На экстренных заседаниях обеих палат российского парламента должно быть принято решение о признании независимости отделившихся от Грузии Южной Осетии и Абхазии. Недавняя война в этом регионе вновь разбередила старую тему о провозглашении независимости, которая получила подпитку благодаря признанию независимости Косово.
Руководства Южной Осетии и Абхазии обратились на прошлой неделе к России с просьбой о принятии позитивного решения. Доносившиеся до сих пор сигналы из обеих палат парламента - Госдумы и Совета Федерации - свидетельствуют о том, что Москва, скорее всего, удовлетворит эту просьбу. Так, спикер Совета Федерации Сергей Миронов заявил о том, что не может быть и речи о том, чтобы обе республики после "грузинской агрессии" остались в составе Грузии. В таком же ключе звучали заявления и президента Дмитрия Медведева, и премьера Владимира Путина.
Однако, по словам Алексея Макаркина, заместителя директора Центра политических технологий, утвердит ли президент Медведев позитивное решение российского парламента, зависит от двух факторов: во-первых, от того, удастся ли Медведеву заручиться поддержкой союзников, помимо Белоруссии. Во-вторых, от того, как он намерен обращаться с отделившимися от Азербайджана Нагорным Карабахом и от Молдавии Приднестровьем. "Как в таком случае объяснить тот факт, что Россия признает независимость одних, а других нет?" - задается вопросом Макаркин.
Пронзительный звон набатных колоколов
С точки зрения аргументации, палаты парламента, а возможно, и Медведев, будут указывать на то, что Грузия виновна в убийстве российских миротворцев, нарушении договора о перемирии 1992 и 1994 года, а также "геноциде" южноосетинского народа. Кроме того, Абхазия и Южная Осетия могут сослаться на референдумы, проведенные в 1999 и 2006 годах соответственно, на которых поголовное большинство населения высказалось за независимость.
В Грузии пронзительно звонят набатные колокола - поскольку здесь опасаются аннексии обоих регионов после признания независимости. Москва уже привязала этот регион к себе при помощи раздачи гражданам российских паспортов и выплаты пенсий. Часть экспертов полагает, что Россия планирует включить Южную Осетию в свой состав и развернуть там военную базу. Абхазия может получить статус суверенного государства под защитой Москвы.
Призыв к сдержанности
Анатолий Адамишин, в 1990-е годы занимавший пост министра по делам СНГ, хотя и считает Россию в праве признать независимость сепаратистских республик, однако советует сохранять сдержанность. Руководствующиеся сегодня эмоциями русские не способны объективно взвесить возможные негативные последствия: ненависть со стороны грузин из-за потери территорий; дальнейшее ухудшение международного имиджа; чувствительность со стороны таких стран СНГ, как Украина; стимул для республиканцев в США; ухудшение отношений с главным торговым партнером ЕС.
Если Россия хочет признать независимость Южной Осетии и Абхазии, она должна убеждать в этом Запад в течение нескольких лет. Развитие событий, которые и так идут в направлении отделения, не нужно форсировать искусственно.