Война в Южной Осетии только началась, как российский посол в Минске выступил с резкой критикой белорусского руководства, так как оно предпочло молчать вместо того, чтобы однозначно поддержать российские действия. Это тем более разочаровывает, сказал посол, потому что Москва всегда выступала на стороне Белоруссии, когда над ней нависала угроза экономических санкций или когда международные организации "по настоянию определенных государств" порицали Белоруссию за неуважение к правам человека.
Но досада прошла после того, как на прошлой неделе белорусский президент Лукашенко посетил в Сочи российского президента Медведева. Там Лукашенко официально заявил, что на грузинскую агрессию Россия отреагировала "мудро и аккуратно". В любом случае, необходимости вмешиваться в конфликт он не видит. Затем оба президента договорились еще до осеннего заседания Госсовета, наивысшего органа белорусско-российского государства, долгие годы находящегося в стадии построения, разработать договор о совместной противовоздушной обороне, который тогда и будет подписан. Это один из ответов России на размещение элементов американской системы ПРО в Польше и Чешской Республике.
Все страны СНГ кроме Украины затаили дыхание
В Содружестве Независимых Государств (СНГ) Лукашенко был не единственным, кто поджал хвост, когда российские танки вошли сначала в Южную Осетию, а затем еще глубже в Грузию, когда российские ВВС бомбили цели поблизости от Тбилиси. Кроме Украины, которая сразу же встала на сторону Грузии, все страны СНГ затаили дыхание.
В Узбекистане, который в последние годы снова сблизился с Россией, в СМИ, полностью контролируемых режимом, царило молчание - о конфликте даже не упоминалось. Таджикистан и Киргизия тоже старались не обращать на себя внимание - тем более что российские комментаторы, опьяненные победой, которая также рассматривалась как победа над США и НАТО, потребовали ликвидации западных военных баз в обеих этих странах, которые размещены там ради обеспечения операции в Афганистане.
Из Казахстана, самой большой и богатой страны постсоветской Средней Азии, которая крайне заботится о тесных отношениях с Россией, напротив, поступали высказывания, не всегда совпадающие по смыслу с московскими. Уже весной, когда тогдашний российский президент Путин отдал распоряжение об отмене Россией экономических санкций против Абхазии и Южной Осетии, согласованных в 1996 году в рамках СНГ, Казахстан покинул ряды боязливо молчавших. Тогда Москва потребовала от своих партнеров по СНГ, чтобы они последовали ее примеру, однако Казахстан, единственная страна СНГ, открыто заняла другую позицию и дала понять, что не видит для этого никакого повода.
Казахстан имеет в Грузии значительные экономические интересы
Сейчас, когда конфликт между Россией и Грузией закончился военным поражением последней и Грузия объявила о своем выходе из СНГ, из Астаны, столицы Казахстана, последовало заявление, что этот шаг не будет иметь отрицательных последствий для отношений Казахстана с Грузией. Казахстан будет и дальше развивать политические и экономические связи с Грузией и окажет ей помощь в преодолении последствий конфликта.
У Казахстана имеются значительные экономические интересы в Грузии. Туда вложены большие казахские инвестиции, и, кроме того, Казахстан, как и Азербайджан, транспортирует часть своей нефти по железной дороге через Грузию. Оттуда она танкерами поступает дальше на Запад через грузинские порты на Черном море, Батуми и Поти. Государственному казахскому нефтегазовому концерну принадлежит в Батуми один из самых важных нефтяных терминалов в Грузии. Теперь Казахстан собирается принять участие в восстановлении взорванного железнодорожного моста в Грузии, по которому через нее осуществляется транзит грузов и нефти.
Квадратура круга
Причина, по которой во многих странах СНГ за действиями России в Грузии наблюдают с большой сдержанностью, заключается в наличии в них больших групп русскоязычного населения, как, например, в Казахстане в областях, граничащих с Россией. То, что Россия, выдав сепаратистам в Абхазии и Южной Осетии свои паспорта, сделала их российскими гражданами, защитой которых она затем и обосновала свое вмешательство, вызывает на этом фоне подозрения.
В Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которой Москва видит важный внешнеполитический инструмент, России предстоит решать задачу, подобную квадратуре круга. Тогда как в Москве идет подготовка к признанию Абхазии и Южной Осетии, Китай - второй наряду с Россией тяжеловес в организации - на предстоящем саммите ШОС в таджикской столице Душанбе будет требовать подтверждения верности общему делу борьбы с любыми проявлениями сепаратизма.