Голосование имеет символическую ценность, так как ни к чему не обязывает российское государство. Однако оно подливает масла в огонь
Российский сенат в понедельник высказался за признание независимости двух грузинских сепаратистских провинций - Абхазии и Южной Осетии. 130 депутатов, присутствовавших на транслировавшемся в прямом эфире заседании, единогласно приняли обращение, призывающее российского президента Дмитрия Медведева признать независимость двух территорий. Тем не менее, это голосование, проведенное на экстренной сессии, не является обязывающим для российского государства, так как для формального признания требуется подпись российского президента. Однако у этого решения сильная символическая нагрузка.
Пользуясь преимуществом на месте и продлением обсуждений в Совбезе ООН, не готовится ли Россия признать две крошечные республики, самостоятельно провозгласившие свою независимость после войн 1992-1993 годов? Кремль два года грозился сделать это. Российские лидеры неоднократно заявляли, что одностороннее признание независимости Косово Соединенными Штатами создаст опасный прецедент для Кавказа.
В прошлую пятницу Абхазия и Южная Осетия организовали демонстрации с требованием признать их независимость. "Абхазы максимально усилят давление, воспользовавшись этой благоприятной возможностью", - комментирует западный дипломат.
Абхазские лидеры считают, что история, культура и даже международное право дают им столько же законных прав на независимость, сколько и Косово. Le Figaro в предвоенные месяцы могла убедиться, что как в Абхазии, так и в Южной Осетии существует очень резкое неприятие Грузии.
Многие абхазы и осетины имеют семьи по другую сторону военных блокпостов, в Грузии. Они стремятся к миру, к спокойной жизни в согласии с соседями, но не под властью Тбилиси, на который они возлагают вину за несчастья первой войны восемнадцатилетней давности и этой, последней.
Вопрос о беженцах
Кроме того, в провинциях, фактически почти аннексированных Россией - здесь говорят на ее языке, используют ее валюту, имеют ее гражданство благодаря щедро раздаваемым паспортам, - большинство жителей видят свое экономическое будущее скорее с Москвой, чем с Тбилиси.
Вот только во время войны 1992-1993 годов около 250 тыс. грузин (в советские времена в паспорте указывалась "национальность" - грузин, абхаз или осетин) бежали из Абхазии. Являясь в Грузии беженцами, почти все они стремятся вернуться на землю, которую считают своей. Вопрос о беженцах - один из наиболее болезненных для гипотетического урегулирования конфликта.
Тандем Путин-Медведев подчеркнул, что грузинская агрессия надолго подорвет территориальную целостность Грузии. Однако действительно ли к интересам и намерениям Кремля относится официальное признание двух сепаратистских территорий? В отличие от Косово, практически ни одна страна, за исключением, несомненно, Белоруссии, не последует примеру России. "Не думаю, что Москва планировала быстрое признание, - анализирует Федор Лукьянов, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике". - Ситуация точно такая же, как в Косово в 1999 году после ударов НАТО. Все знали, что Косово потеряно для Сербии, но во всеуслышание об этом не говорили. Тогда резолюция ООН 1244 гарантировала территориальную целостность Сербии. Полагаю, в интересах Кремля - дать медленно развиваться процессу, пока независимость не станет неизбежной. Если только блокада Совета Безопасности не заставит Москву действовать быстрее".
"Москва заинтересована в том, чтобы как можно дольше оставлять вопрос открытым, - говорит западный дипломат. - Потому что по-настоящему независимую Абхазию будет, несомненно, гораздо сложнее контролировать, чем регион в его нынешнем виде", полностью зависимый от России. Что касается Южной Осетии, территории размером с пол-Корсики и населением в 70 тыс. жителей, не имеющей полезных ископаемых, зажатой между холмами и снежными вершинами, независимость лишь ускорит ее аннексию Россией.