В то время как Запад демонстрирует "мягкую" силу, Путин вернулся к "жесткой" силе, используя газ, чтобы "доить" своих соседей
По правде говоря, Михаил Саакашвили недостаточно мудрый президент. Профессионал не попался бы в ловушку, которую русские и их наместник (так называемый президент), Эдуард Кокойты, подстроили в Южной Осетии. Мудрый лидер проделал бы элементарную разведывательную работу и в ужасе отпрянул бы. Через границу, в (российской) Северной Осетии стояла в ожидании российская 58-я армия, закаленная сокрушительной войной в Чечне. У нее 600 танков, 2 тысячи БТР и 120 боевых самолетов. Если бы президент был хоть немного предусмотрительней, он бы спас свою страну от катастрофы, просто закрыв туннель Роки, протянувшийся на две мили под кавказскими горами и ставший единственной дорогой для 58-й армии.
Но главным виновным является не Саакашвили, а премьер-министр России Владимир Путин. Это началось не 8 августа, а в июле, с крупномасштабных военных учений "Кавказ 2008", в качестве генеральной репетиции перед вторжением. В качестве хитроумного маневра Москва выдала тысячи паспортов югоосетинам (по закону - гражданам Грузии), чтобы обеспечить себе удачный пиар-ход: "Разве мы агрессоры? Мы просто защищаем граждан нашей родины". Так что, вот оно, четвертое вторжение России в Грузию. Первые шаги были осуществлены Екатериной II, аннексия была завершена Александром II в 1864 году, и, после трех лет независимости, Грузия была захвачена большевиками в 1921 году.
Так что давайте поговорим о "преемственности". Преемственность проявлялась в политике силы, завоеваний и доминирования, проводимой с незапамятных времен. Действия 8 августа стали типичным примером российского поведения. Теперь мы с недоверием относимся к смиренности эпохи Горбачева-Ельцина (1985-2000). Как мы могли подумать, что Россия перестанет быть Россией? Теперь не нужно, как дедушка коммунизма Фридрих Энгельс в 1890 году, с пеной у рта доказывать, что за бесконечным стремлением России сделать страну "огромной, могущественной и внушающей страх - и тем самым обеспечить себе мировое господство" стоит "стальная выдержка". Достаточно вспомнить известное высказывание русского царя (с 1881 по 1894 годы) Александра III, заявившего, что у России только два надежных союзника - это армия и флот.
Эту фразу повторил министр обороны Сергей Иванов в 2003 году во время войны в Ираке, и она дает понять, что руководит Путиным. Это власть и преимущества, если у вас это имеется, используйте это - танки, трубопроводы и все остальное. В то время как Запад обратился к "мягкой" силе, занявшись вопросами климата и голода, Путин вернулся к "жесткой" силе, используя газ, чтобы "доить" своих соседей от Прибалтики до Белоруссии и Украины, и танки, чтобы завоевывать то, что, как он считает, по праву принадлежит ему. Сегодня это Грузия. Что будет завтра? Бывшая советская республика Азербайджан, купающаяся в море нефти? Казахстан, один из основных поставщиков газа по трубам, проложенным через Грузию - единственный коридор, не контролируемый Россией? Или Киев, ныне независимый, но исторически находящийся в самом сердце России?
Те, кто критиковал Саакашвили за то, что он дразнит медведя, также просят милосердия по отношению к Путину. Они вспоминают унижение России в холодной войне, потерю империи (14 из 15 республик выбрали независимость) и шествие НАТО и Евросоюза сквозь бывший "железный занавес". И что из этого? Означает ли это, что у России есть право стать империей? И что ее бывшие вассалы, от Прибалтики до Болгарии, имеют право на автономию и безопасность?
Сорок лет назад доктрина Брежнева гласила, что тот, кто однажды стал социалистом, остается социалистом навсегда. Эта доктрина стала предпосылкой для подавления Пражской весны. Неужели доктрина Путина такова: "Единожды русский - русский навсегда?" Такой ретроимпериализм не разделяют даже сторонники политики умиротворения. Запад не так слаб, как воображают паникеры. Первым делом должна стать массовая помощь Грузии для ее восстановления. Возможно, Саакашвили глуп, но он демократ, и это гораздо лучше, чем марионетка Путина. Канцлер Германии Ангела Меркель справедливо отметила в Тбилиси: "Грузия станет членом НАТО, она хочет им быть".
Такие меры по созданию доверия должны также распространиться на новых членов НАТО. Чтобы не дразнить медведя, НАТО до сих пор не разместило свои войска в Польше и в других странах. Сейчас самое время строить инфраструктуру для быстрого размещения войск и в срочном порядке вводить войска. Важнее обезопасить Польшу, чем умиротворить Путина. И, наконец, Россия должна выйти из Грузии или столкнуться с дипломатической изоляцией и приостановкой диалога. Не слишком ли это мягкие меры? Да, но новый царь Владимир почувствует себя в одиночестве, если он, как Александр, будет полагаться на свою армию и флот. Перефразируя слова Черчилля, скажем, что взаимовыгодная ситуация (win-win) лучше, чем всеобщая война (war-war). Американский президент на своем первом сроке тоже думал, что грубой силой можно победить всех. Владимир, передайте привет Джорджу.
Йоффе является редактором Die Zeit в Гамбурге и старшим научным сотрудником Института международных исследований