Интервью с украинским президентом
- Российское вторжение в Грузию заставило всех в регионе понервничать. Как вы намерены охранять независимость Украины?
- Последние события в Грузии показывают, насколько хрупкими могут быть мир и стабильность, притом не в одной стране, а в целом регионе. Впервые со времен холодной войны в Европе иностранная армия вторглась на территорию суверенного государства без каких бы то ни было признанных международным сообществом законных на то оснований. Если мы не займем по этому поводу однозначной позиции, это будет равноценно молчаливому согласию поставить нашу страну и наших граждан под угрозу. Украина ясно обозначила свою позицию в первые дни конфликта. Территориальная целостность и независимость любого государства - это святая святых. Мы были и остаемся приверженцами этого принципа.
Основной урок грузинских событий в том, что ни одна модель национальной безопасности не в состоянии гарантировать безопасность государственного суверенитета. Лишь коллективная безопасность может гарантировать мир и стабильность, сдержать агрессию. Украина должна двигаться в сторону НАТО. Для нашей страны это единственный способ защитить национальную безопасность и суверенитет. Вместе с границами НАТО распространяется зона мира и стабильности.
Российско-грузинский конфликт будет иметь серьезные геополитические последствия не только на европейском континенте, но и во всем мире. На сегодняшний день мир и безопасность в Европе находятся под угрозой, поэтому объединенная Европа должна дать жесткий и адекватный ответ на данный вызов.
Полагаю, что после этих событий страны НАТО поддержат стремление Украины получить ПДЧ, и произойдет это на декабрьском совещании министров иностранных дел альянса. Это очень важно - как для НАТО, так и для Украины. У нас общие ценности и общая ответственность.
- Намерены ли вы укрепить оборону страны?
- В связи с последними событиями стало очевидно, что нам следует пересмотреть оборонные приоритеты. На августовском или сентябрьском заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины мы подвергнем переоценке всю систему финансирования вооруженных сил в 2008 году и планы на 2009 год. Чтобы не сомневаться в завтрашнем дне, необходимо увеличить военный бюджет. Всем политическим силам нашей страны, которые кричат о возможном сохранении нейтралитета Украины, я хочу напомнить, что нейтралитет может очень дорого обойтись.
- Российская сторона утверждает, что вы поставляете оружие в Грузию. Правда ли это?
- Очень сложно комментировать беспочвенные заявления российских официальных лиц, тем более что никаких доказательств они не представили. Сотрудничество Украины с Грузией законно и основано на взаимной выгоде, как и в случае с любыми другими странами. Существует межправительственное соглашение о военном сотрудничестве, подписанное в 1995-1996 годах. Международные организации не накладывали никаких ограничений на военно-техническое сотрудничество Грузии и Украины, так что любые заявления по этому вопросу следует признать бесполезными измышлениями.
- Будут ли предприняты попытки запереть российский флот в Севастополе?
- Мы не можем контролировать оперативную деятельность иностранного флота. Но мы можем и должны требовать от российских партнеров строгого соблюдения украинских законов о размещении российского флота на нашей территории. Это отражено в международном законодательстве, и для подобных ситуаций существует свой модус операнди. Я подписал два приказа о контролировании перемещений российских войск и военного снаряжения за пределами военных баз, а также пересечения ими государственной границы Украины.
Все это находится в полном соответствии с ключевым соглашением между Украиной и Россией, которое регулирует ситуацию в этой сфере до тех пор, пока российский флот базируется на нашей территории.
Мы по-прежнему встречаемся с массой неразрешенных вопросов в связи с размещенным в Крыму российским флотом, но я уверен, что нам удастся найти компромисс.
- Когда вы начнете переговоры с Россией о выдворении ее флота к моменту истечения договора аренды в 2017 году?
- Мы неоднократно призывали Россию принять этот вопрос к рассмотрению. Но всякий раз мы встречаемся с недопониманием с их стороны и прямым нежеланием решать эту проблему.
Вывод столь сложного военного контингента нельзя провести в одночасье. Потребуются крупные политические, экономические и логистические приготовления. В частности, необходимо будет построить новые и усовершенствовать уже существующие в России военные базы, куда будет переведен флот. Международный опыт подсказывает, что на это потребуется от семи до девяти лет. Поэтому мы не можем не быть обеспокоены поведением России, которая не желает даже начинать переговоры.
К моменту истечения срока действия договора личный состав и суда российских войск должны быть выведены с территории Украины.
- Что вы думаете о попытке отравления, из-за которой на вашем лице остались рубцы? Знаете ли вы, кто за этим стоит?
- История с моим отравлением - это моя личная трагедия и трагедия моей семьи. К сожалению, она стала неотъемлемой частью политической дискуссии на Украине. На эту тему существует огромное количество домыслов. Нужно дождаться завершения всех судебных процедур и подведения итогов.