Иностранная пресса активно обсуждает неудачный запуск грузового космического корабля "Прогресс". Издания единодушны в том, что об эвакуации экипажа МКС - по крайней мере, экстренной - речь не идет, но последствия для освоения космоса могут оказаться серьезными, особенно в свете фактической монополии Роскосмоса на доставку космонавтов на орбиту.
Авария "Прогресса" - первая за более чем 30-летний период использования подобных кораблей - ставит под вопрос российскую космическую программу в решающий момент с точки зрения международных обязательств и собственных задач России в этой сфере, пишет El Mundo. Доселе эти космические "грузовики", управляемые автоматически, имели безупречную репутацию, поясняет журналист Мигель Бас. "Европейские грузовые корабли пока не играют заметной роли, и в данный момент "Прогрессы" - единственное средство для снабжения МКС", - пишет газета, напоминая, что все американские "шаттлы" уже списаны. Поэтому Россия не может даже приостановить запуски этих кораблей до выяснения причин катастрофы, полагает издание. Впрочем, по мнению автора, первопричина ясна без долгих расследований - "это снижение качества работы в российской аэрокосмической промышленности".
Неудачный запуск "Прогресса", пишет The Wall Street Journal, "похоже, не представляет для орбитального аванпоста непосредственной угрозы, но заставляет обратить внимание на более долгосрочные риски, связанные с ненормальной необходимостью полагаться при пополнении запасов на стареющие ракеты Москвы". По мнению Грегори Уайта и Энди Пастора, авария также "подчеркивает важность перехода к эксплуатации американских коммерческих ракет и грузовых капсул в дополнение к российским рейсам". Сообщается, что лоббисты SpaceX, одной из компаний, занимающихся подготовкой коммерческих полетов на МКС, уже воспользовались крушением российского грузовика как предлогом для того, чтобы попросить у руководства NASA дополнительное финансирование в несколько сотен миллионов долларов из фонда программы по исследованию глубокого космоса.
Поскольку для доставки космонавтов на МКС используются ракеты-носители того же семейства, что и потерпевшая крушение на Алтае, полеты с людьми на борту придется "по крайней мере на какое-то время" приостановить, полагает The New Scientist. Как отметил Майкл Саффредини, отвечающий за МКС в NASA, между "Союзом-ФГ" и "Союзом-У" имеются некоторые отличия, но третья ступень, давшая фатальный сбой в среду, у них как раз одинаковая.
На тот же аспект проблемы обращает внимание корреспондент Spiegel Online Кристоф Зайдлер. "Фатальная" неудача с "Прогрессом" - это "нечто значительно большее, чем просто продолжение и так довольно тяжелой полосы неудач русских. В самом плохом случае эта сорванная миссия может в будущем стать решающим препятствием для человеческой деятельности в космосе", - прогнозирует издание. Руководитель Немецкого аэрокосмического центра Йохан-Дитрих Вёрнер призывает провести международное расследование причин катастрофы. "Доверить его одним только русским нельзя", - заявил собеседник журнала. Он считает важным установить, не идет ли речь о системной ошибке.
Вчерашняя авария "вызывает вопросы по поводу надежности данной модели российской ракеты" и, "без сомнения, станет предметом тщательного изучения", говорится в публикации The New York Times. "Если российским инженерам не удастся быстро диагностировать и устранить проблему, NASA и другие агентства, сотрудничающие на МКС, могут оказаться перед трудным выбором". Авторы комментария Эндрю Крамер и Кеннет Чанг обращают внимание на следующий нюанс: космический корабль "Союз", на котором космонавты прибывают на МКС, также используется в качестве аварийной спасательной капсулы и имеет ограничение по времени пребывания на орбите - 210 дней. Срок годности одной из капсул, пристыкованных сейчас к МКС, истекает в октябре. Следовательно, если к этому времени проблема не будет устранена, станцию, возможно, вынуждены будут покинуть трое из шести членов экипажа. Если же решение не будет найдено до конца года, вернуться придется и трем другим. Таким образом, МКС может остаться необитаемой, заключает издание.