Импортные фрукты и сыры постепенно исчезают с российских прилавков из-за правительственных запретов, в ряде областей рост цен - двузначный, в том числе на "бедняцкие" куриные окорочка. А что делать Франции с излишками свинины, Голландии - с ее помидорами, Польше - с яблоками? - пишет западная пресса.
Через две недели после введения продовольственного эмбарго корреспондент The Sunday Times в Москве Марк Франкетти зашел за покупками в "Азбуку вкуса" - аналог британской сети Waitrose - и сперва не заметил больших изменений.
"Однако на поверку все оказалось не совсем так: персики из Испании, и так дорогие до нелепости, пропали, их сменили азербайджанские - более низкого качества, но такие же дорогие, - передает Франкетти. - Бледные, болезненного вида помидоры черри с юга России потеснили более здоровых средиземноморских конкурентов. От итальянского фенхеля, которым я люблю разнообразить обед, также не осталось следа".
"Боюсь, фенхеля мы в ближайшее время не увидим, - сообщил журналисту работник магазина. - Наши люди ищут замену по всему миру, но пока безрезультатно".
Сырный прилавок был полон, однако пармезан, пекорино и гарганзола с него исчезли. "Не переживайте, - успокоила корреспондента продавщица. - В мире полно стран, где делают отличный сыр, и Россия - одна из них".
"Что верно, то верно, однако ее слова напомнили мне о недавнем скандале: крупнейшие российские супермаркеты перестали продавать сыр одной сибирской фабрики после того, как ее сотрудники сфотографировались плавающими в одной из молочных ванн на новогодней вечеринке", - пишет Франкетти.
"Что с того, что Россия крупный поставщик зерновых: 30% ее потребностей в свинине, рыбе и фруктах удовлетворяются за счет импорта, - отмечает корреспондент Le Figaro Эммануэль Гриншпан. - После трех недель эмбарго цены резко взлетели вверх - это классическое явление усугубляется продолжающимся ослаблением рубля по отношению к доллару и евро".
"Российские власти стараются излучать уверенность. Они говорят о повышении цен на 6% для рыбы, 5,3% для молока и 4,4% для сыра. Однако в регионах ощущения совсем другие", - констатирует автор.
"Не знаю, как они считают, но у меня в магазине цены на фрукты за одну ночь подскочили на 30%, - сердится Дарья Белоусова, директор рекламного агентства. - По телевизору говорят, чтобы мы жаловались на спекулянтов, но это делается просто для нашего успокоения. Это все равно, что кидать бутылки с посланиями в море".
"Недовольство растет в провинции, где рост цен достиг двузначных чисел, - сообщает Гриншпан. - На Сахалине мороженые американские окорочка подорожали на 60%. А ведь это излюбленное мясо простого народа".
От одностороннего эмбарго страдают не только российские потребители. Как отмечает корреспондент Le Figaro Эрик де ля Шенэ, французские производители сельхозпродукции рискуют не досчитаться около 1 млрд евро выручки.
Сильнее всего от эмбарго страдают свиноводы: их продукцию запретили еще в феврале, после вспышки чумы свиней.
"Сегодня, по нашим оценкам, чистые убытки от российского эмбарго в среднем доходят до 60 тыс. евро для каждого свиноводческого хозяйства, плюс снижение цены килограмма мяса на 15-20 сантимов из-за перепроизводства на европейском рынке", - рассказал журналисту Поль Оффрэ, председатель Национальной федерации свиноводов Франции. Всего, по его словам, отрасль потеряет свыше 400 млн евро.
Что касается фруктов и овощей, то лидеры профсоюзов Жак Рушоссе ("Овощи Франции") и Люк Барбье (Национальная федерация производителей фруктов) оценивают годовые потери в 210 млн евро - это 10% от общего объема европейского экспорта фруктов и овощей в Россию. "Таким образом, Франция затронута меньше, чем другие страны, как Голландия с ее помидорами или Польша с яблоками", - говорится в статье.
"Чтобы успокоить лидеров каждой отрасли, министр сельского хозяйства Стефан Ле Фолль собирается встретиться с ними 3 сентября, то есть за два дня до встречи со своими коллегами в Брюсселе. О чем пойдет речь? О помощи в размере 125 млн евро, которую Брюссель решил выделить только производителям фруктов и овощей и которую сочли недостаточной", - передает де ля Шенэ.
Тем временем, как сообщает The Sunday Times, в Эдинбурге заявляют, что российское эмбарго ударит по Шотландии больнее, чем по другим частям Соединенного Королевства.
"По оценкам, запрет коснется прямого экспорта в Россию на сумму 22 млн фунтов, состоящего главным образом из морепродуктов (16 млн), а также молочной продукции и яиц (почти 4 млн). Кроме того, может пострадать косвенный экспорт в размере 12 млн фунтов, который, как правило, поступает в Россию через страны Балтии и Украину", - говорится в статье.
"Совершенно ясно, что Шотландия скорее пострадает, чем другие части Соединенного Королевства, поскольку примерно четверть всего экспорта в Россию и половина экспорта запрещенных продуктов приходится как раз на долю Шотландии", - заявил министр продовольствия Шотландии Ричард Локхед, подчеркнув "важность ловли макрели для экономики Шотландии". Он также пообещал сделать все возможное, чтобы поддержать шотландских производителей в этот непростой момент.
Корреспондент Le Figaro Манон Мальэр сообщает, что Еврокомиссия готовится оспорить российское эмбарго в ВТО.
"Жалоба в ВТО позволит ЕС не потерять лицо и защитить свои коммерческие интересы. Однако дело обещает быть трудным, - пишет журналистка: - ВТО не привыкла рассматривать столь политизированные досье. Как правило, одно государство обращается к Женеве, чтобы опротестовать эмбарго или запретительные меры, принятые другим государством на базе коммерческих критериев".
"Как бы то ни было, устав ВТО предусматривает исключение в тех случаях, когда на кону стоит безопасность, - говорится в статье. - Именно это исключение в интересах безопасности и приводит Россия в закулисных обсуждениях, чтобы оправдать свое эмбарго перед ВТО. Москва официально заявила, что принятые меры призваны "защитить безопасность ее территории".
"После оккупации Крыма, конфликта на востоке Украины и сбитого самолета MH17 торговый мир хотя бы в полглаза следит за репутационными рисками ведения дел с Россией, - сообщает редактор отдела промышленности The Times Роберт Ли. - Тем не менее, на этой неделе значительная часть автомобильной индустрии устремится в российскую столицу на Московский автосалон, который откроется в среду [27 августа], с обещаниями активнее вести бизнес с "большим медведем".
"Салон даст автопроизводителям возможность оживить российский рынок после того, как в июле было зафиксировано почти 20-процентное падение продаж новых автомобилей", - говорится в статье.
Российский авиаперевозчик "Аэрофлот" готовится обойти санкции, введенные против его дочерней компании "Добролет" из-за рейсов в Крым.
"Аэрофлот" объявил о планах по запуску нового лоукостера, который начнет полеты уже в октябре, и заявил, что уже ведет конструктивные переговоры с компаниями, предоставляющими воздушные суда в лизинг", - пишет The Times.
"Мы зарегистрируем новую авиакомпанию. Мы сейчас разрабатываем такой сценарий. Дадим Европе еще один шанс", - приводит издание слова гендиректора "Аэрофлота" Виктора Савельева.
"Роснефть", обремененная долгами российская нефтяная компания, получила 30% в North Arctic Drilling наперекор западным санкциям", - передает корреспондент The Times Дьердре Хипуэлл.
"Соглашение о сотрудничеств было составлено в мае, однако его исполнение будет облегчением для "Роснефти", которая на прошлой неделе пошла с протянутой рукой к Кремлю, выпрашивая 45 млрд долларов помощи после того, как введенные Западом из-за Украины санкции начали кусаться", - говорится в статье.
Автор подчеркивает, что "в отличие от North Atlantic, другие западные компании и банки, опасаясь нарушить санкции США и ЕС, начали сворачивать сотрудничество с "Роснефтью".
Министры сельского хозяйства двух испанских автономных областей - Каталонии и Арагона - объявили, что их области будут совместно противодействовать кризису на рынке фруктов, спровоцированному российским эмбарго, пишет La Vanguardia в статье, подготовленной информагентством EFE.
Каталонский министр Жозеп Мария Пелегри потребовал, чтобы "были приняты одинаковые меры для всех и в отношении всех продуктов, когда пертурбации на рынке одни и те же, и чтобы ЕС учитывал политические, а также экономические последствия своих решений в отношении России", цитирует газета. Он также потребовал разработать компенсации за косвенные убытки.
Арагонский министр Модесто Лобон потребовал соизмеримых компенсаций для всех пострадавших продуктов и производителей.