"Черное лето" Китая обрушивает биржи, и экономический кризис превращается в политический. США и МВФ давно убеждают Пекин отпустить курс юаня и акций в свободное плавание. Шаткость экономики Китая породила опасения, что низкие цены на нефть продержатся еще долго. Возможны народные волнения в нефтезависимых странах, а в России - еще и проблемы внутри ЕАЭС, пишут СМИ.
Пузырь на рынке недвижимости, обвал производства и экспорта, девальвация доказывают, что Китаю не удалось поменять модель развития, сокращая власть государства и увеличивая власть рынка. Реформаторский курс, кажется, окончательно сошел на нет, пишет La Repubblica.
"Красное руководство" подвергает цензуре тревожные заявления о "закате китайской эры". КПК впервые приходится сталкиваться с завершением золотой эпохи капиталистического коммунизма и с отказом в доверии ко всемогущественной партии-государству, пишет корреспондент.
Президент Си Цзиньпин три года назад пришел к власти с обещанием "рыночных реформ", которые превратят Китай в "супердержаву" столетия, разбогатевшую благодаря инновациям и доверию. Реальность, каждодневно опровергающая прежние обещания, возвращение китайцев в деревни и быстрое возобновление социалистических практик вызывают страх, что реформаторский курс свернут, говорится в статье.
В мире на смену доверию к экономической силе Пекина приходит сомнение относительно компетентности и политической стабильности, которые он гарантировал еще вчера. В авторитарной системе интервенции ЦБ, агентства планирования и суверенные фонды уже не способны успокоить рынки и иностранные правительства, впервые демонстрирующие неуверенность в отношении Си Цзиньпина. Азия и Запад осознают, что слишком сильно доверяли локомотиву, который не в состоянии тянуть за собой экономический рост всего мира, заключает автор.
На брифинге для прессы в понедельник пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест раскритиковал Пекин, который пытается искусственно манипулировать китайской экономикой, чтобы сдержать обвал на бирже, пишет Foreign Policy. "Им следует по-прежнему стремиться к финансовой реформе, направленной на большую гибкость обменного курса, и быстро перейти к системе обменных курсов, в большей мере предопределенных рынком", - сказал Эрнест.
Автор статьи комментирует: президент Обама, министр финансов США Лью и МВФ давно убеждают Китай допустить, чтобы курс юаня и акций регулировались рыночными силами.
В этом месяце Китай действительно отпустил юань в "свободное плавание", но лишь на три дня. Центробанк Китая также прибег к вливаниям ликвидности (на прошлой неделе - 90 млрд долларов), чтобы стимулировать рост. Но усилия оказались бесплодны: в понедельник индекс Shanghai Composite пережил свой худший день с 2007 года.
В сентябре президент Китая Си Цзиньпин собирается посетить Вашингтон, однако эксперты предостерегают: трения из-за вмешательства Китая в ситуацию на китайских рынках обостряются.
Скотт Кеннеди (Center for Strategic and International Studies) прогнозирует: встреча Си и Обамы будет "либо саммитом а-ля "сахарная вата" - масса калорий и ноль питательной ценности, либо форменной катастрофой". По его мнению, самый страшный урон в понедельник понесло самолюбие китайцев, поскольку стало ясно: Пекин не в силах полностью защитить свою экономику от разрушительного натиска внешних экономических сил.
МВФ долгое время заявлял, что включит юань в свою валютную корзину "специальных прав заимствования" только в случае, если Китай введет плавающий курс национальной валюты. "Теперь руководство Китая оказалось перед выбором: сделать то, чего хотят МВФ и США (с новым риском для экономики) или отчаянно продолжать интервенции, хотя эти попытки остановить обвал, возможно, напрасны. Пока Си выбирает второе", - пишет автор.
The New York Times посвящает комментарий снижению цен на нефть, что может привести к народным волнениям в разных странах.
Похоже, нефть, которая кормит многие страны, стремительно превращается в проклятие для экономики, говорится в статье. Год назад нефть стоила на мировом рынке 103 доллара, в вчера - 42.
В Ираке, где действуют инсургенты ИГИЛ (запрещенной в РФ. - Прим. ред.), а курс правительства раскалывает страну, недавно появился новый фактор дестабилизации: иракцы возмущены, что власти не могут наладить электроснабжение и объяснить, куда уходят обещанные доходы от нефти.
В России "потребители теперь платят за импортные товары намного больше из-за обвального ослабления российской валюты", говорится в статье. В Нигерии и Венесуэле нарастают страхи перед народными волнениями и экономической нестабильностью. В Эквадоре десятки тысяч демонстрантов возмущаются экономическим курсом правительства.
Газета замечает: ожидалось, что цены на нефть в конце концов стабилизируются или хотя бы не останутся на низком уровне надолго. Но шаткость экономики Китая, самого прожорливого потребителя нефти и газа, породила опасения, что низкие цены продержатся намного дольше, чем в самых пессимистичных сценариях, и еще сильнее навредят экспортерам нефти.
При этом "страны, которые прежде могли применять свое нефтяное богатство в качестве рычага (Россия, Иран, Саудовская Аравия), теперь, возможно, стали не так влиятельны", говорится в статье.
Газета признает, что низкие цены на нефть стимулируют экономику в странах-потребителях нефти, но они же ослабляют экономики развивающихся стран, которые все активнее покупают продукцию США и других промышленно-развитых государств.
Переизбыток предложения на рынке нефти заметен уже не первый день. По словам авторов статьи, среди причин - колоссальный рост добычи нефти в Саудовской Аравии и растущая энергетическая самодостаточность США. Если соглашение о ядерной программе Ирана будет одобрено, переизбыток нефти в мире еще более увеличится.
"Обескровливание госбюджетов, которые зависят от нефти, спровоцирует резкий секвестр расходов или опасный рост займов, - сказал Дэвид Л.Голдвин, экс-спецэмиссар Госдепа США. - В самом рискованном положении - страны, у которых нет крупных инвалютных резервов, в том числе Нигерия, Ангола, Алжир, Венесуэла и Ирак. Должны насторожиться и страны, где есть необходимость сохранять уровень инвестиций, чтобы руководство сохранило политическую легитимность. Это Бразилия, Россия и даже Иран".
"Резкое ослабление рубля обостряет разногласия в проекте свободной торговли, который российский президент Путин продвигал ради объединения бывших советских республик", - пишут о другом аспекте экономического кризиса журналисты Bloomberg, подразумевая Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
Казахстан на прошлой неделе совершил шаг, который повлек за собой девальвацию тенге. Это случилось после жалоб бизнеса, что российские компании наводнили рынок дешевыми товарами, отмечают авторы. В Белоруссии внешнеторговый дефицит в отношении России в 2014 году вырос на четверть.
"Обвинения, связанные с торговлей, усугубляют трения внутри блока. Российское эмбарго на импорт европейского продовольствия, принятое в ответ на санкции из-за Украины, нарушило транзитные перевозки в Казахстан и Белоруссию, а лидирующая роль Путина вызывает тревогу", - говорится в статье.
Премьер-министр Казахстана сказал, что его страна не извещала Россию заранее о плане девальвации тенге. Президент Казахстана в своем заявлении не стал ни в чем винить Россию, а лишь отметил, что некоторые компании извлекли выгоду из разнобоя в курсе валют.
"Но не факт, что такой подход сможет умерить недовольство "путинским союзом", - подытоживают авторы статьи.