Сегодня суть Перми описывается не тем, каков этот город сейчас, а тем, каким он должен был стать, но не стал, пишет журналист The New York Times Иван Нечепуренко.
Предполагалось, что в городе появятся новый оперный театр по проекту британского архитектора Дэвида Чипперфилда, а также музей современного искусства и галерея знаменитых пермских деревянных скульптур. Российские и зарубежные гости смотрели бы театральные представления на раздвижных сценах и разглядывали бы прогрессивный стрит-арт. "Но ничто из этих идей не воплотилось", - пишет автор.
В 2008 году Пермь стала площадкой социально-культурного эксперимента. Тогдашний губернатор Пермского края Олег А.Чиркунов решил с помощью арт-проектов стимулировать модернизацию провинциальной жизни. "Чиркунов, амбициозный политик, заглядывавший вперед, пригласил руководить проектом Марата Гельмана, видного российского арт-импрессарио, а порой - политтехнолога", - говорится в статье.
"Мы разрушили стереотип, что в России не может быть ничего интересного за пределами Москвы и Петербурга, - говорит Гельман, который позднее уехал из России в Черногорию. - Местные жители осознали, что их статус изменился, и стали требовать большего. Когда в городе есть музей современного искусства, люди требуют еще и чистых улиц".
Но "краткое возрождение закончилось в 2012 году, и Пермь вернулась к своему прежнему статусу типичного российского промышленного города - никакого гламура, прелестные, но по большей части потускневшие здания времен царизма в центре да нагромождения серого бетона в пригородах", - говорится в статье.
По словам автора, Гельман надеялся, что его проект преображения Перми наделит провинциальные города определенной независимостью в стране, где большинство регионов зависит от Москвы и легко поддается контролю Кремля.
"Меня приглашали во многие ведущие оркестры Европы, но я предпочел остаться в Перми, - говорит Теодор Курентзис, возглавивший оперный театр в Перми по приглашению местных властей. - Дело в том, что я верю в эту утопическую идею продвижения "плана Б" российской культуры".
Нечепуренко комментирует: "Но эта концепция была неприемлемой для единственного человека, чье мнение в России выше всех остальных, - президента Путина". В 2012 году Москва назначила нового губернатора вместо Чиркунова - Виктора Ф.Басаргина.
"Басаргин вскоре взялся демонтировать большую часть того, чего достиг Гельман. Он назначил местным министром культуры Игоря А.Гладнева и недвусмысленно приказал ему вернуть Пермь в ее прежнее скучное состояние. Гладнев в интервью сказал, что гордится своей работой, а элитарную западную культуру назвал "чумой", заразившей его город", - говорится в статье.
"Эта чума буйно цвела на земле Пермского края, - сказал 55-летний Гладнев, бывший актер. - В этот период никакие выдающиеся выставки не проводились, ни один достойный исполнитель не появился. Не было создано ничего глубокого и яркого".
Гладнев настолько торопился обнародовать свои резкие замечания, что даже опубликовал все интервью с The New York Times на своем сайте, прежде чем эта статья появилась на свет. "Местные ведущие деятели культуры испытали шок", - пишет автор.
Вначале исчезла скульптура "Красные человечки", против которой протестовали пермские консерваторы. Позднее на ее месте появился почетный знак в честь ордена Ленина.
В июле Гладнев уволил директора местного театра Бориса Л.Мильграма, который был его предшественником на посту министра культуры.
Газета сообщает: "Отставка Мильграма так возмутила общество, что губернатор Басаргин счел нужным восстановить его в должности".