Предпринимательство и социальные обязательства ? это отнюдь не взаимоисключающие понятия. Наоборот, фирмы извлекают из этого пользу
Зима в России лютая. Холодно до дрожи, термометр показывает минус 15 градусов. Грязный фасад интерната ? 30 на окраине Москвы покрыт ослепительно белым снегом. Но внутри на голых стенах грязь бросается в глаза. На панцирных кроватях с изношенными матрасами спят дети. Большинство из них ? голые. Три раза в день их кормят. Все остальное время они неподвижно лежат на своих кроватях и пристально смотрят в пустоту. Эти дети ? инвалиды. Поэтому они содержатся в интернате ? 30 и никогда его не покидают ? ведь в России лютая не только зима.
Яркие картины и яркие игрушки, теплые кровати и теплые слова, уход и обслуживание ? для 250 больных детей в Московском центре лечебной педагогики все это входит в программу реабилитации. Так могут обстоять дела в Москве и то же должно быть по всей России: Это цель берлинского неправительственного общества "Иванушка". "Мы поддерживаем этот центр уже пять лет", - говорит Йохен Ранг. Рангу 26 лет, он студент экономического факультета. В 1996 году он был на альтернативной службе в Московском центре и в конце концов основал это общество вместе со своими немецкими коллегами. "Чтобы интернат ? 30 стал исключением, а не правилом", - говорит он.
Как и Йохен Ранг, в Германии каждый третий человек старше 14 лет занимается общественно полезным трудом. Треть этих добровольцев, согласно данным федерального министерства семьи, тратят более пяти часов в неделю на социальную работу. Если бы каждый час оплачивался из расчета 20 ДМ, итоговая недельная сумма составила бы 2,2 млрд. ДМ. А ведь еще миллионы граждан ФРГ стали бы охотно помогать, если бы только знали, где и как.
В обществе "Иванушка" никогда не существовало проблемы "где", но вопрос "как" доставил молодым помощникам уже немало трудностей. Большими сложностями из-за недостатка профессионализма сопровождались попытки получения финансовой помощи. И это характерно также для других общественных объединений. Неправильная организация, неразумное финансирование или плохая реклама часто ограничивают действенность благотворительности. "Даже если ты ограничен в средствах, их все равно надо расходовать по возможности более эффективно, чтобы помочь как можно большему числу нуждающихся", - говорит Бабетта Буттнер из консалтингового агентства "МакКинзи". Поэтому "МакКинзи" провел конкурс "Startsocial", вместе с "Даймлер Крайслер" и "Герлинг". Участвовать в нем мог каждый, кто занимается благотворительностью. Таким образом, при поддержке профессионалов в жизнь воплотятся новые идеи, и усовершенствуются уже существующие планы.
В конкурсе приняло участие 2007 благотворительных проектов, и 6 из них были 18 декабря отмечены администрацией федерального канцлера ? в том числе общество "Иванушка" и берлинский фонд Бьерна Шульца. Бьерну Шульцу было 7 лет, когда он в 1982 году умер от рака. Его отец сегодня является председателем правления фонда, который заботится о семьях с неизлечимо больными детьми. В фонде для работы в таких семьях прошло обучение 75 человек: целый год им преподавали психологи, теологи и социальные педагоги. Число специалистов по семейному патронажу должно увеличиться к 2003 году до 120 человек. Для этого жюри конкурса "Startsocial" предоставило в распоряжение фонда в качестве "тренера" Хорста Приснитца, директора торгового союза. "С помощью господина Приснитца мы разработали план по финансированию нашего учебного курса", - рассказывает председатель фонда Юрген Шульц.
Сотрудничество Шульца и Приснитца доказывает, что экономика и благотворительность ? это хороший альянс. Поэтому все больше немецких предприятий занимаются благотворительностью: сотрудники концерна "Quelle" в рамках программы по восстановлению зеленых насаждений посадили за день 30 000 деревьев. Страховая компания "Axa Colonia" основала общество, которое заботится о больных и стариках, а "Форд" предоставляет своим сотрудникам возможность 16 рабочих часов в году заниматься благотворительной деятельностью. Эти мероприятия помогают не только нуждающимся, но и самим предприятиям. "Более тесная связь с клиентами, продвижение торговой марки и значительный рост репутации ? это те преимущества, которые фирмы извлекают из своей благотворительной деятельности", - говорит Дитер Шеффманн, консультант по маркетингу и автор исследования об общественно-полезном труде.
В соответствии с принципом "делай добро и говори об этом" аугсбургская фирма "Betafarm" построила свою маркетинговую стратегию. "Betafarm" производит по лицензии относительно недорогие лекарства и часть из них передает в благотворительных целях в лечебные учреждения. Более 2 млн. ДМ ежегодно инвестирует "Betafarm" в социальные проекты. "На нашем предприятии цены и качество взаимосвязаны, поэтому мы нуждаемся в других аргументах, чтобы увеличить уровень продаж", - говорит пресс-секретарь фирмы Петра Кинцль. Таким образом, предприятие рекламирует свою продукцию при помощи благотворительности, а не шариковых ручек и календарей.