Хотя в России их правовой статус сегодня выглядит мрачно и они практически не имеют возможности защититься от обвинений в мошенничестве, у российских бизнесменов Михаила Ходорковского и Платона Лебедева есть влиятельный вашингтонский лоббист, говорящий от их имени во внешнем мире.
Ходорковский, самый богатый человек России, бывший генеральный директор нефтяной компании ЮКОС и вероятный политический соперник президента Владимира Путина, и Лебедев, президент группы "Менатеп", проиграли слушания об освобождении под залог. Следующее заседание назначено на март. "Менатеп" - это холдинговая компания, контролирующая акции ЮКОСа.
Стюарт Айзенштадт, партнер юридической фирмы Covington & Burling, выступает как лоббист интересов группы "Менатеп". Из представленных им документов явствует, что усилия Айзенштадта направлены на "организацию поддержки американским правительством диктатуры закона в России, особенно в связи с действиями, предпринятыми российскими властями против руководителей группы "Менатеп" и ЮКОСа".
Я призываю правительственные организации выступить против "незаконного взятия под стражу, замораживания активов" и других действий, направленных против Ходорковского и Лебедева, заявил он. "Я поддерживаю контакты с высокопоставленными представителями американского правительства и Европейского союза. Отказ в освобождении под залог - это еще одно свидетельство того, что в России отсутствует диктатура закона".
В администрации Клинтона Айзенштадт, возглавляющий международный отдел Covington, был заместителем министра финансов, заместителем госсекретаря по экономике, бизнесу и сельскому хозяйству, американским послом в ЕС.
По словам Айзенштадта, по закону от него, возможно, не требовалась регистрация в качестве лоббиста, поскольку он является членом международного консультативного совета, созданного "Менатепом" в этом году. Но он зарегистрировался "из осторожности". В совет входят также президент Apco Worldwide Марджери Краус, бывший член бундестага Отто Ламбсдорф и бывший член британского парламента Дадли Фишберн.
Айзенштадт считает, что "Менатеп" может стать официальным клиентом фирмы, но в настоящее время он действует как член консультативного совета.