Отутюженный костюм, аккуратно подстриженная борода, хорошие манеры, плавная речь - чеченский изгнанник Ахмед Закаев сохранил выправку бывшего актера. Бывший министр культуры, представляющий независимую Чечню в изгнании, явился на нашу встречу в четверг совсем один, хотя на улице его ждала роскошная машина. Медийная буря, вызванная убийством с помощью полония-210 его товарища по изгнанию, бывшего подполковника российских секретных служб Александра Литвиненко, сделала Закаева персонажем передовых полос британских газет. Но это дело не "повлияет на поддержку, оказываемую Западом Путину", обреченно отмечает он. "Все говорят о некой могущественной лондонской группировке, сформировавшейся вокруг олигарха Бориса Березовского, которая организует заговоры для дестабилизации российской власти, но это смешно", - говорит Закаев, экстрадиции которого, наряду с экстрадицией его покровителя, добивается Россия.
В эту лондонскую группировку, говорит он, "входили всего лишь Березовский, Литвиненко, Александр Голдфарб (возглавляющий фонд защиты гражданских прав, созданный Березовским. - Прим.автора), диссидент Владимир Буковский, перебежчик Олег Гордиевский и я". "Теперь, после смерти Саши, нас осталось пятеро - слишком мало, чтобы дестабилизировать ситуацию в России", - с горькой иронией добавляет чеченец.
Когда летом 2000 года, спасаясь от преследований Владимира Путина, олигарх Борис Березовский обосновался в Лондоне, он еще лелеял безрассудную надежду вернуться в русскую политику. Настоящий Распутин уходящей ельцинской эпохи, вместе с остальной "семьей" Ельцина срежиссировавший приход к власти кандидата Путина, Березовский никогда не был трусом.
Сомнительные связи с чеченскими лидерами
Те, кто был знаком с Березовским в то время, знают, что он считал допустимыми любые методы. Он, как и многие, извлек большую выгоду из царившего в стране хаоса, "приватизировав" часть спецслужб и организовав в своих экономических и политических интересах целую сеть агентов. Его членство в Совете безопасности России в качестве заместителя секретаря позволило ему установить сомнительные связи с некоторыми чеченскими лидерами.
С 1999 года слухи приписывают ему важную роль в развязывании дагестанской кампании, которую возглавлял ныне покойный Шамиль Басаев и которая оправдывала назначение Путина на пост премьер-министра. В тот же период Березовский играл роль человека-оркестра, дирижировавшего всеми громкими убийствами противников Путина.
Но неприятности не заставили себя ждать. По мере того как новый царь укреплял свою власть, БАБ, как его прозвали, терял свои козыри. Вскоре он был вынужден отказаться от управления телеканалом ОРТ. Роман Абрамович, бывший компаньон, покинул его, чтобы занять место олигарха нового князя.
Пока Абрамович поражал англичан покупкой футбольного клуба "Челси" и фешенебельной недвижимости в Лондоне, Березовский встал на защиту демократических ценностей в России. Он сделался бастионом чеченцев, по крайней мере Ахмеда Закаева, которого он, по-видимому, финансирует. Он обеспечил проведение Литвиненко расследования загадочных терактов 1999 года. Постепенно его позиция сблизилась с позицией демократической оппозиции, которую он в результате начал спонсировать, главным образом через Сахаровский центр Елены Боннер.
Учитывая замкнутость российской политической системы, БАБ попробовал "обходной" маневр, заинтересовавшись прилегающими бывшими союзными республиками. Его тень появлялась в Тбилиси, где у него есть вечный союзник в лице его бывшей правой руки, скандального персонажа Бадри Патаркацишвили, ныне весьма влиятельного в грузинских деловых кругах, и на Украине, где он финансировал организации, связанные с "оранжевой революцией".
Но его имя несет такой отрицательный заряд, что никто или почти никто не решается связываться с ним. Сброшенный с Олимпа власти, он теперь никто. Организованная им партия под давлением власти прикрыла лавочку. В конечном счете, среди тех, что приезжает к нему в Лондон, преобладают "бывшие", "выманивающие у него деньги взамен на обещания усилить антипутинскую оппозицию", рассказывает его бывший соратник, порвавший с ним. Березовский раздает деньги направо и налево. Но он производит впечатление великого проигравшего в войне, которую он сам объявил Кремлю.
"Он не менее циничен, чем российские спецслужбы"
Но может ли это очевидное поражение служить оправданием для столь безумного поступка, как отравление полонием одного из своих последних сторонников в Лондоне, с единственной целью - дискредитировать Кремль? Так как олигарх отказывается от комментариев, ожидая, по его словам, окончания расследования, Скотланд-Ярд не исключает и эту версию, предложенную российской властью. "Не следует исключать такую возможность, так как он не менее циничен, чем российские секретные службы", - утверждает руководитель одного российского информационного агентства.
Но сомнительно, чтобы магнат рискнул воплотить в жизнь такой опасный сценарий на земле, давшей ему столь ценное убежище. "Кремль больше не терпит ни малейшего инакомыслия. Его раздражало, что Литвиненко привлекает внимание Запада к преступной сущности российского режима", - считает Закаев, убежденный, что уничтожение его самого и Березовского "запрограммировано". "Потому что мы одни еще сопротивляемся".
Закаев не ощутил после смерти Литвиненко "ни малейшей поддержки от русской общины" Лондона, насчитывающей 300 тысяч человек. "Люди, живущие здесь, наслаждаются прекрасной жизнью вдали от российской жестокости, но они не находятся в оппозиции Путину, - поясняет он. - Дело Литвиненко их беспокоит, потому что оно вредит их имиджу. Но им наплевать на будущее демократии в России. Они не отличаются от остального российского общества".
Закаев уверен, что их экономический вес, растущий в Лондоне, вполне согласуется со сдержанной реакцией Даунинг-стрит на дело Литвиненко. "Диссидент Буковский прав, говоря, что легче было бороться в эпоху СССР, когда Запад открыто поддерживал демократические ценности и помогал противникам режима".