Единодушие, а не суровость. Для Европы и Соединенных Штатов главным было сохранить "на борту" Россию и Китай, несмотря на риск принять излишне мягкие санкции по Ирану. После двух месяцев трудных переговоров страны члены Совета Безопасности договорились в субботу об эмбарго, направленном против военной ядерной программы этой страны. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад увидел в этом документе лишь "кусок бумаги", который приведет к "активизации некоторых групп" внутри страны и "внесет раздор в общественное мнение".
Он также заявил, что Запад должен согласиться жить с ядерным Ираном. "Нашим немедленным ответом на резолюцию Совета Безопасности ООН станет то, что с сегодняшнего дня мы начнем деятельность по установке 3000 центрифуг на объекте в Натанзе, и мы будем осуществлять наши планы ускоренными темпами", - уточнил в ходе интервью консервативной газете Kayhan Али Лариджани, глава иранской делегации на ядерных переговорах. Иран продолжает настаивать, что его программа не имеет военной направленности, но западные страны уверены в обратном.
Принцип санкций уже применялся Объединенными Нациями. Оставалось только определить характер этих санкций. Резолюция, принятая в субботу, обязывает страны препятствовать доставке в Иран оборудования и технологий, которые могут способствовать деятельности по обогащению урана, регенерации ядерного топлива, развитию проектов, связанных с реакторами на тяжелой воде, и созданию баллистических ракет. Резолюция запрещает оказание технической или финансовой помощи, связанной с такого рода деятельностью и замораживает финансовые средства, хранящиеся за рубежом на счетах 12 граждан Ирана и 11 компаний, принимающих участие в ядерных программах Ирана.
Под давлением России запрет на зарубежные поездки этих 12 граждан, на котором настаивали западные страны, был модифицирован: теперь страны, где будут находиться эти граждане, обязаны сообщать об их перемещениях. В ходе заключительных переговоров было также решено исключить из списка компаний государственное предприятие, занимающееся производством ракет. Французский дипломатический источник сообщает, что Россия отчаянно отстаивала свои интересы. Ей удалось добиться того, что санкции не затрагивают ее сотрудничества с Ираном в строительстве атомной станции в Бушере.
Эти переговоры долго буксовали. "Нет продвижения вперед, это переговоры ради переговоров", - месяц назад сетовал один из французских переговорщиков. И лишь на прошлой неделе, после достижения компромисса по поездкам, удалось добиться единодушия. Резолюция дает Ирану 60 дней для "прекращения всех видов ядерной активности, упоминающихся в Договоре о нераспространении ядерного оружия". В новом докладе МАГАТЭ будет дана оценка ситуации. Судя по реакции Ирана, теперь следует ожидать длительного тура переговоров по расширенным экономическим санкциям.