После почти 20 лет работы мечта российского изобретателя отправиться в море на подводной лодке, сделанной своими руками, натолкнулась на трудности. Впрочем, нет ничего удивительного в том, Михаил Пучков не может найти себе попутчика.
Чудаковатый фабричный рабочий посвятил практически все свое свободное время созданию из стекловолокна пятиметровой субмарины в отапливаемом ангаре на стекольном заводе в Петербурге, где он работает.
"Люди думали, что я сошел с ума. Многие и сейчас так думают", - сказал Пучков, который начал втайне строить свое судно, будучи подростком, на чердаке родительской дачи - деревянного дома, где они проводили каждое лето.
Пока что самое дальнее путешествие, которое он совершил на своем подводном приспособлении, - 20-мильная увеселительная прогулка вверх по Неве до Кронштадта на Финском заливе.
Мучительное для ног путешествие осуществлялось исключительно с помощью педалей и оказалось настолько изматывающим, что 43-летний энтузиаст решил оснастить судно небольшим двигателем.
Теперь он планирует выйти в Балтийское море, но, прежде чем отважно отправиться туда, где никто еще не бывал (во всяком случае, на самодельной подлодке), он должен найти себе товарища и новый дизельный двигатель, который стоит около 7 тыс. фунтов стерлингов.
Пучков вложил все свое свободное время и изрядную долю заработков в это судно. Однажды он даже брал его с собой в отпуск, погрузив в прицеп семейного автомобиля.
Ребенком он мечтал летать, но, опасаясь, что советские власти могут заподозрить его в планировании побега, если он построит свой собственный самолет, он вместо этого избрал жизнь подводника.
Детали, необходимые для субмарины, он собирал при помощи друзей, работавших на местных заводах. Поначалу его родители не имели представления о том, что означают доносящиеся сверху стуки и скрипы. "Я не был ни революционером, ни демократом, - говорит он. - Я хотел личной свободы, хотел увидеть природу и путешествовать. А еще мне нравились технические штуки".
Власти не всегда смотрели на это аналогичным образом. Однажды Пучков запутался в сетях, протянутых поперек Невы, и выдержал долгий допрос в милиции и КГБ, где его заподозрили в шпионаже.
В его подводной лодке из навигационных приборов есть только маленький перископ и фонари на носу и корме, но изобретатель уверяет, что она совершенно безопасна. "На дорогах опаснее, чем в подводных лодках", - настаивает Пучков.
Сейчас он пытается найти пассажиров, которые согласились бы заплатить за будущие подводные приключения, надеясь, что это поможет ему набрать сумму, необходимую для покупки нового двигателя.
Это может оказаться сложнее, чем он рассчитывает. Сидение в подводной лодке во многих отношениях напоминает пребывание в гробу. Отвечая на вопрос, в чем главная прелесть подводной жизни, Пучков даже не пытался развеять это впечатление. Тишина, сказал он, и добавил без тени иронии: "Там тихо, как в могиле".