Оппозиционеры заявили, что в Хомсе режим применил "ядовитый газ" - при подтверждении эта информация развязывает руки США для военного вмешательства. Асад может покинуть страну или "остаться в Дамаске и даже умереть за идеи отца - секулярную Сирию", но легкого выхода уже нет, пишут СМИ. Пессимисты предсказывают "после Асада" сектантскую бойню и нового врага в случае прихода к власти экстремистов - Израиль.
Для Сирии нет легких путей, что бы ни решил Асад - покинуть страну или остаться, пишет The New York Times. В понедельник с Асадом встретился спецпредставитель ООН Лахдар Брахими, о деталях беседы Брахими не распространяется, сообщают корреспонденты.
Из дворца на вершине Асад может буквально видеть несколько сценариев своего будущего, пишут авторы статьи: к востоку от дворца - аэропорт, возможное бегство в эмиграцию. Но Асад и его советники убеждены: сбежать - значит изменить родине и предать отцовское наследие. Второй сценарий: остаться в Дамаске и цепляться или даже умереть за цели отца - "секулярный режим в Сирии, роль панарабского лидера на региональной и глобальной арене". Третий сценарий: уехать в родной край алавитов, уступив остальную территорию Сирии восставшим суннитам.
Некоторые осведомленные лица полагают: идея бегства противоречит и характеру самого Асада, и желаниям силовиков. Асад убежден, что защищает свою страну, народ, режим и себя от исламского экстремизма и вмешательства Запада, говорит ливанский политолог Джозеф Абу Фадель, сторонник Асада.
Многие сирийцы разделяют уверенность Асада в том, что он оберегает сирийское государство, продолжает издание. Так, на одном званом обеде в сентябре "видные сирийские сторонники Асада - алавиты, сунниты и христиане - называли его оплотом мультикультурной, современной Сирии".
По словам "одного друга Асада", советники президента - "горячие головы", эти люди советуют Асаду "быть сильным" и наносить больше ударов по повстанцам всевозможными способами, да и сам Асад мнит себя героем и думает только о победе, говорится в статье.
Между тем La Stampa сообщает, что, по заявлению сирийских повстанцев, Асад применил в Хомсе нервно-паралитический газ.
Речь может идти о повороте в гражданской войне в Сирии, пишет корреспондент. "Если информация подтвердиться, это станет водоразделом. Международное сообщество во главе с Соединенными Штатами и НАТО уже давно предупреждало сирийский режим, что не будет мириться с применением химического оружия, что данный факт откроет путь к военному вмешательству с целью защиты населения".
Телеканал Al Jazeera передал этим утром свидетельства некоторых активистов, что в Хомсе как минимум семь человек погибли и десятки получили отравления, "надышавшись ядовитым газом", "похожим на зарин". "Мы не знаем, о каком газе идет речь, но врачи объяснили нам, что последствия очень похожи на воздействие газа зарин", - рассказал активист Ражи Рахмет Рабу.
При этом на дипломатическом фронте никаких подвижек нет, продолжает издание. Оппозиция отвергла проект политического решения, предложенный специальным эмиссаром ООН Лахдаром Брахими, встречавшимся с Асадом. "Мы отвергаем любое решение, не предполагающее в первую очередь уход со сцены Асада", - заявил Моаз Аль-Хатиб, глава находящейся за пределами Сирии Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил.
Россия, неоднократно блокировавшая решение по Сирии в Совбезе ООН и выступающая против отставки Башара Асада, в очередной раз заверила мировое сообщество в том, что "Сирия не будет применять химическое оружие", пишет Der Spiegel. Именно так заявил министр иностранных дел Сергей Лавров в интервью телеканалу Russia Today.
По некоторым данным, Сирия имеет самый внушительный арсенал химического оружия на всем Ближнем Востоке - до тысячи тонн боевых отравляющих веществ, но его применение было бы, по словам Лаврова, "политическим самоубийством" президента Асада и всего руководства страны. Президент США Барак Обама пригрозил Сирии военным вмешательством, если химическое оружие пойдет в ход.
Сирийское руководство не исключает возможности применения химоружия в случае иностранной военной интервенции, говорится в статье, также опасения международного сообщества вызывает его судьба в случае отставки Асада. Как считают российские и израильские эксперты, пока химоружие находится в безопасности, но ситуация в корне изменится в случае победы повстанцев, среди которых немало боевиков "Аль-Каиды" и "Хизбаллы".
"Подготовка к "дню после Асада" - ожидаемому падению президента Башара Асада - превратилась в гонку на время, которую сторонники плюралистической и демократической Сирии, как опасаются многие из них, уже проигрывают", - пишет Карен Деянг в The Washington Post.
В Вашингтоне, Стамбуле и других местах оппозиционные активисты и их приверженцы составляют схемы переходной государственной структуры для временного управления Сирией, говорится в статье. В худшем случае они предсказывают сектантскую бойню и вероятный приход к власти экстремистов, которые сражаются на стороне повстанцев.
"Что нам действительно нужно делать, это работать с наиболее заметными и при этом умеренными лидерами Свободной сирийской армии, чтобы превратить их в национальных лидеров", - говорит Рами Нахла, исполнительный директор находящейся в Стамбуле организации Day After, которая при поддержке США оказывает техническую помощь сирийской оппозиционной коалиции.
Вашингтонский директор Human Rights Watch Том Малиновски обращает внимание, что "даже сирийцы светских убеждений, которые признают, что джихадисты представляют для них потенциальную угрозу, говорят, что только эти люди им помогают".
Американские чиновники, осознавая, насколько экстренная ситуация сложилась в стране, говорят, что выход за пределы оказания гуманитарной помощи "связан с возражениями правового порядка". Администрация Обамы считает, что Асад должен уйти, однако сфера ее деятельности ограничена тем фактом, что США не находятся в состоянии войны с Сирией и не имеют законных оснований для самообороны, пишет со ссылкой на слова ряда чиновников автор статьи. "Единственное, что может спровоцировать военное вмешательство, по словам президента Обамы, - это использование сирийским правительством химического оружия", - пишет The Washington Post.
Спонсируемый Конгрессом Институт мира США, продолжает издание, опубликовал доклад о "дне после Асада", подробно расписав опасности и рекомендации. Как пояснил глава проекта Стивен Хайдеманн, разработчики взяли за основу модели, работающие в ЮАР и Тунисе. Тем не менее, все понимают, что мирный переходный период маловероятен. "Военные командиры во многих случаях утвердятся во власти, по крайней мере временно", - убежден Хайдеманн.
Нахла, со своей стороны, предсказывает апокалиптическую картину: вооруженные элементы, в том числе экстремисты, чтобы утвердить свою власть после победы над Асадом, будут искать нового врага и сосредоточатся на соседнем Израиле. Его группа Day After получает деньги от США и некоторых европейских государств, спецслужбы которых пристально наблюдают за Свободной сирийской армией и примкнувшими к ней повстанческими группировками, но на правительственном уровне отказались от более тесного сотрудничества, уточняет автор статьи.
В заключение Карен Деянг приводит мнение Фредерика Хофа, бывшего особого советника Госдепа по переходному периоду в Сирии. "США и их союзникам понравятся не все решения и не все люди, которые будут принимать в участие в управлении страной. Мы не контролируем развитие событий там".
Также по теме:
Посланник ООН встретился с Асадом, а Россия пытается дистанцироваться (The New York Times)