"Падение цен на нефть сотрясло политический и экономический мировой порядок, вызвав резкие изменения, которые только укрепили США, а некоторых крупных нефтеэкспортеров, в особенности враждебных Западу Россию, Иран и Венесуэлу, поставили на грань финансового кризиса", - пишет The New York Times.
"Удар по Ирану был таким тяжелым, что правительство в поисках способов закрыть увеличивающуюся брешь в бюджете предлагает молодым людям заплатить за освобождение от обязательной двухгодичной службы в армии", - сообщает автор статьи Эндрю Хиггинс.
Инфляция в Венесуэле превышает 60%, ощущается нехватка многих товаров повседневного спроса, и многие эксперты считают, что ее экономика находится в рецессии, говорится в публикации.
"Но на данный момент самой большой жертвой, видимо, стала Россия, где доходы от экспорта энергоносителей составляют более половины госбюджета", - полагает Хиггинс. На прошлой неделе курс рубля упал так сильно, что паникующие россияне заполнили магазины, чтобы потратить все, что у них было.
Проблемы России получили отголосок во всем мире: сократилось бронирование путевок на горнолыжных курортах в Австрии и расходы на лондонскую недвижимость, в соседней Белоруссии началась паника, и даже возникла угроза закрытия российской Континентальной хоккейной лиги, которая платит игрокам в рублях, говорится в статье.
"При этом некоторые косвенные последствия падения цен на нефть, например произошедший на прошлой неделе перелом в полувековых тупиковых отношениях между Вашингтоном и Гаваной, играют на руку США", - отмечает Хиггинс. Опасаясь, что Венесуэла может прекратить поставки денежных средств и дешевой нефти, Куба заключила историческое соглашение, которое, в свою очередь, удалило пятно с репутации США для большинства стран Латинской Америки, пишет он.
"Марван Муашер, бывший министр иностранных дел Иордании, который в настоящее время является вице-президентом фонда Carnegie Endowment for International Peace, прогнозирует еще один эффект домино - в Сирии, поскольку России и Ирану будет сложно продолжать оказывать экономическую, военную и дипломатическую поддержку президенту Башару Асаду", - отмечает газета.
"Другие предполагают, что нефтедобывающие страны Персидского залива, хотя они по-прежнему богаты, могут урезать финансовую поддержку радикальных исламистских повстанческих групп в Сирии", - говорится в статье.
"Сильно пострадавшие антиамерикански настроенные производители нефти все свои беды списывают на иностранные махинации, предполагая, что Вашингтон в сговоре с Саудовской Аравией сознательно снизил цены на нефть", - пишет автор публикации, признавая, что "к недавнему падению цен действительно во многом причастны США, у которых резко выросла добыча нефти благодаря разработке альтернативных источников, таких как сланец".
Увеличение добычи сланцевой нефти позволило американскому производству в целом вырасти до 9 млн баррелей в день с 5 млн в 2008 году. Это увеличение на 4 млн баррелей превышает ежедневную добычу нефти в Ираке или Иране - втором и третьем крупнейших производителях ОПЕК после Саудовской Аравии - и оказывает сильное давление на мировые цены в сторону понижения, поясняет автор.
Если авторитарные страны-нефтедобытчики, такие как Россия, очевидно страдают, то Китай неожиданно поймал удачу благодаря падению цен, говорится в статье. Высокие темпы роста экономики Китая поднимут спрос на нефть и будут способствовать смягчению теперешних страданий ОПЕК, которая, в основном в результате увеличения американского производства, практически утратила способность устанавливать цены за счет контроля объема добычи, прогнозирует автор.
"Мы вступили в страшное для нефтяных рынков время", - заявил министр энергетики Саудовской Аравии Али аль-Наими.