"На пресс-конференции в Москве на прошлой неделе российский президент Владимир Путин отказался признать, что моя подзащитная, летчица Надежда Савченко, и еще 30 украинских военнослужащих, которые содержатся в российских тюрьмах, являются военнопленными", - пишет в статье, опубликованной в The Washington Post, московский адвокат Марк Фейгин. (Все цитаты приведены в переводе с английского текста на сайте издания. - Прим. ред.) "Этот вызов еще одной всеобщей норме требует энергичной реакции других стран", - продолжает адвокат.
"Савченко была схвачена пророссийскими сепаратистами 18 июня (так в оригинале статьи на сайте; далее по тексту - 17 июня. - Прим. ред.) вблизи Луганска, когда выполняла миссию по спасению раненых украинских солдат", - говорится в статье. По словам Фейгина, поскольку Савченко была в украинской военной форме и с огнестрельным оружием, на нее распространяется 4-я статья Третьей Женевской конвенции, где изложены критерии статуса военнопленного.
19 июня в интернете появилась видеозапись ее допроса, пишет Фейгин. "Затем ее перевели в штаб-квартиру сепаратистов в Донецк, и глава контрразведки повстанцев подтвердил, что ее взяли в плен", - говорится в статье.
"20 июня повстанцы передали Савченко офицерам российской разведки, которые надели ей на голову мешок и тайно перевезли в Россию. Российские власти уверяют, что она перешла границу добровольно, без документов, под видом беженки. Это ложь", - пишет Фейгин.
Савченко обвиняется, согласно российскому Уголовному кодексу, в пособничестве убийству двоих российских журналистов 17 июня.
По словам Фейгина, невиновность Савченко легко установить: "Биллинг телефона демонстрирует, что она была взята в плен за час до обстрела, при котором погибли журналисты". Но, продолжает адвокат, "согласно Женевским конвенциям, ей вообще нельзя предъявлять обвинения в уголовном преступлении. Если она что-то нарушила, то может нести ответственность только перед международной юстицией по законам войны".
Фейгин пишет: "Россия утверждает, что не является стороной украинского конфликта, хотя, по меркам Женевских конвенций, несомненно ею является".
Но даже если бы война велась исключительно между украинским правительством и повстанцами, на нее все равно распространяются Женевские конвенции. Тогда Савченко - военнопленная повстанцев, незаконно перемещенная в Россию, и российские власти обязаны немедленно освободить ее.
"Международный Комитет Красного Креста и ООН должны потребовать немедленного освобождения Надежды Савченко и других украинских военнопленных. Либо следует признать, что Россия нарушает Женевские конвенции", - заключает автор.