Рожайте детей, но старайтесь делать этот весной! Таков урок, который могут извлечь для себя самые дальновидные и ловкие родители из исследования, проведенного академией Пуатье. Проанализированы материалы о 40 тыс. учеников. Полученные данные подтверждаются национальной статистикой: уровень успеваемости зависит от месяца рождения школьника.
Разница в возрасте ? а значит, и в зрелости ? между учениками, родившимися в начале и в конце года, ощущается в уровне знаний, получаемых детьми в начальных классах. В детском саду, где происходит подготовка к поступлению в школу, разница в 3?4 триместра составляет от четверти до трети короткой жизни ребенка. На подготовительных курсах (ПК), где дети учатся читать и писать, эта разница в 3?4 триместра все еще составляет значительную часть ? 15% жизни ученика.
Получается, чтобы успевать в школе, где, как известно, многое зависит от "первых шагов", сделанных в начальных классах, лучше быть рожденным в начале, а не в конце года. "В возрасте, когда дети бурно развиваются, этот результат легко объясняется разным уровнем зрелости когнитивных процессов и центральной нервной системы", ? подчеркивают Жан-Пьер Жанто и Фабрис Мюрат в информационной записке для Управления программ и развития (DPD) о школьных достижениях учеников ПК.
"В этой констатации нет ничего удивительного, ? вторит им Реми Бриссо, психолог из Университетского института по подготовке учителей (IUFM) в Версале. ? Чтобы научить ребенка читать, мало сказать ему: учи! От развития ребенка успех зависит не меньше, а может быть, и больше, чем от практики".
Некоторым детям, бывает, нужно больше времени, чтобы расшифровать "б-а = ба" и таким образом научиться читать. "На ПК ученик может чего-то не понять. И, если он находится в классе, где многие дети усвоили предмет, он будет это переживать и ощущать как свою неудачу".
Хотя влияние этого фактора не является автоматическим, но оно показательно, утверждает Жан Феррье, генеральный инспектор Министерства образования, в своей работе о "влиянии пола и месяца рождения на успехи и отставание в школе". Это исследование было проведено им на основе сравнения показателей успеваемости учеников академии Пуатье по французскому языку и математике.
Данные, полученные в регионе Пуатье, подтверждаются результатами общенационального социологического обследования учеников ПК, проведенного DPD. На подготовительных курсах возрастная разница ощущается, в частности, в умении детей писать. Как выяснилось, более "старшие" ученики лучше распознают текст, написанный от руки, лучше его запоминают, лучше пишут цифры или ряды чисел (0,1,2,3?) Между учениками, родившимися в первом и последнем триместре, эта разница может составлять до 8%.
Конечно, этот фактор менее значим, чем социальное происхождение школьников, которое остается гордиевым узлом школьного неравенства во Франции. Ученик, родившийся в так называемой обеспеченной семье (чиновники высшего ранга, преподаватели вузов) в среднем получает на 10?14 баллов (из 100) больше, чем его соученик из малообеспеченной семьи (рабочие, пенсионеры, безработные). Однако месяц рождения играет большую роль, чем пол и гражданство (французское или иностранное) ребенка. DPD делает отсюда вывод, что влияние разницы в возрасте "известно, но иногда недооценивается".