Совместно с учеными из университета Мюнхена вы обнаружили в мозге лососей и рыб семейства Tetraodontidae белки-прионы, которые у крупного рогатого скота связывают с заболеванием "коровьим бешенством". Вы удивлены?
Обнаружить прионы у рыб было сложной задачей. Удивительным же было то, насколько они похожи на прионы крупного рогатого скота и что, например, у рыб семейства Tetraodontidae обнаружено две разных формы прионов.
Угрожает ли нам наряду с "коровьим бешенством" еще и "рыбье бешенство"?
Вероятность этого ничтожно мала. Прионы опасны только в том случае, если они, как у крупного рогатого скота, заболевшего губчатой энцефалопатией, существуют в измененной, патогенной форме. Таких опасных прионов у рыб мы до сих пор не обнаружили.
Тем не менее, считаете ли вы возможным, что лососи, выращиваемые в искусственных условиях, могут заразиться через пищу и тем самым представлять опасность для человека?
Полностью исключить этого мы не можем. В любом случае опасность того, что лососи получат инфицированную мясокостную муку крайне незначительна. В ЕС рыб запрещено кормить любой мукой животного происхождения, кроме рыбной. До тех пор пока это положение действует, потребители не должны волноваться. При этом я выступаю против отмены данного запрета, пока мы не будем уверены в том, что губчатая энцефалопатия у крупного рогатого скота полностью ликвидирована.
Что нужно предпринять, чтобы правильно оценить возможность угрозы?
Сначала следует выяснить, встречаются ли у рыб патогенные прионы и могут ли они стать причиной развития болезни. Кроме того, мы надеемся, что сможем установить роль прионов в организме. Поскольку они встречаются даже у рыб, очевидно, эти вещества играют важную роль в организме всех позвоночных. Однако, какую именно, мы до сих пор не знаем.