Перед нами стоит выбор: защитить российских диссидентов или позволить, чтобы их перестреляли на улицах наших городов, пишет обозреватель британской The Independent Иоганн Хари. "У тех, кто критикует Владимира Путина, есть странная привычка: их находят застреленными, заколотыми или отравленными. На этой неделе я встречался с человеком, который ожидает пули в любой момент", - пишет автор о своей беседе с Ахмедом Закаевым. В разговоре Закаев вспомнил о своих друзьях Литвиненко и Политковской: "Их убили, остался лишь я. Но я не вправе где-то отсиживаться и дрожать. Я должен говорить".
По мнению автора, нынешняя волна убийств российских диссидентов - это еще и попытка прекратить критику преступлений российских властей в Чечне. Политковская считала, что Чечня - полигон тирании, которая распространяется по самой России и влечет за собой восстановление СССР, пишет автор. "Литвиненко, сотрудник российских спецслужб, был шокирован тем, что увидел в Чечне в 1990-е годы, и начал выступать против этого. Спасая свою жизнь, он был вынужден бежать в Лондон", - утверждает автор.
После того как Европа позволила безнаказанно убить одного российского диссидента, это повторилось, продолжает Иоганн Хари, ссылаясь на недавнее убийство Умара Исраилова в Вене. По его мнению, в условиях экономического кризиса в России появится больше диссидентов, и Путин подготовился к этому, возродив советскую практику криминализации инакомыслия, поэтому приток политических изгнанников в Европу должен увеличиться.
"Однако для Европы соблюдение прав человека в России - увы, третьестепенная забота", - утверждает автор. По его мнению, в возрождении диктатуры в России отчасти виновны правительства Запада, вынудившие молодую российскую демократию в одночасье все приватизировать. В результате государственное имущество было захвачено олигархами, а более миллиона простых россиян умерли от холода, голода и нищеты, что как бы подтвердило антидемократическую пропаганду. Кроме того, Иоганн Хари призывает покончить с зависимостью от российского газа и невозобновляемого топлива в целом: "Иначе мы не сможем обеспечить российским диссидентам демократический форум для слов правды".