Суровые условия жизни новобранцев и недовольство среди офицеров: бывший дофин избавляется от опеки премьера, пишет Анна Зафесова в статье, опубликованной в сегодняшнем номере газеты La Stampa.
Когда наконец было решено позвать докторов, оказалось слишком поздно: новобранец Антон Юматов, 18 лет, призванный на военную службу всего месяц назад, умер. Это произошло в Еланске, на Урале. На другом конце России, на Балтике, от того же воспаления легких после двух недель пребывания в коме умер еще один новобранец, тоже 18-летний Александр Николаев. Телефоны неправительственной организации "Солдатские матери" разрываются от сообщений: "Мой сын тоже болен пневмонией и находится в казарме".
Сотни и сотни подобных случаев порождает обычная для России система обеспечения жизнедеятельности армии, в которой на садистские традиции Красной армии ("никакой горячей воды, на войне не будет душа") наложилась посткоммунистическая бедность, пишет Зафесова. К безнадежному положению солдат прибавилось еще и отчаяние их командиров. Война в Чечне и "блиц" на Кавказе, сопровождавшиеся увеличением военных расходов, превратили Путина в кумира офицеров. Но цена на нефть упала, и отправлять стратегические бомбардировщики к границам США стало непозволительной роскошью. И Кремль готовится отправить в отставку 200 тысяч офицеров, в том числе 200 генералов и 15 тысяч полковников.
Журналистка называет это вполне оправданным сокращением для армии с самым большим количеством генералов в мире. Но это сокращение, указывает она, нанесет удар и по офицерам, многие из которых живут в бараках и вынуждены подрабатывать частным извозом, чтобы прокормить семью. Совершенно неожиданно Путину припомнили все, в том числе и назначение на пост министра обороны его друга-петербуржца, который до этого занимался торговлей мебелью. Один полковник на условиях анонимности заявил Telegraph: "Мы злы на Сердюкова, да и на премьера тоже".
Армия сама больна пневмонией, говорится далее в статье, да и экономика посылает тревожные сигналы. Государству уже не хватает 35% запланированных поступлений, безработица усиливается. Президент Медведев недавно публично упрекнул Путина за то, что правительство плохо справляется с кризисом. И это не было заранее спланированным спектаклем. Месяц назад бывший дофин ослушался своего мэтра и отменил увольнение начальника милиции Владивостока, которому Путин приказал подавить манифестацию протеста с требованиями отставки премьера. Офицер отказался выполнять приказ - возможно, зная, что в Кремле его поймут. Медведев продолжил свой персональный мятеж, сняв с должностей четырех губернаторов - ставленников Путина.
Избиратели восстают, военные возмущены, инфляция и безработица нарастают, война между коррумпированными кланами продолжается: Россия, как кажется, очень быстро возвращается к "ужасным 1990-м", от которых Путин якобы спас своих избирателей, заключает журналистка.