Симон Ромеро в статье для The New York Times рассказывает о судьбе Нуэва-Кадис - первого города, основанного европейцами на американском континенте, - и задумывается о будущем Венесуэлы.
Этот город в начале XVI века был заложен испанцами на острове Кубагуа в Карибском море. Основной отраслью Нуэва-Кадис был жемчужный промысел с применением рабского труда. Однако к 1541 году устрицы в этих местах были истреблены и город забросили. Процветавший в прошлом форпост европейской экспансии ныне лежит в руинах и мало кому известен за пределами научного сообщества.
Теперь остров Кубагуа находится на территории Венесуэлы. Поскольку источников воды на нем практически нет, ее подвозят с окрестных островов или с континента. Население не превышает 100 человек, и все они рыбаки - как Энрике Суарес, с которым побеседовал журналист The New York Times. Пропитание он добывает в море, а на досуге разводит бойцовских петухов и подкармливает бродячих собак, которые на острове водятся в изобилии.
Время от времени уединение жителей Кубагуа нарушают археологи. В прошлом году сюда прибыла группа ученых во главе с Хорхе Армандом. Они обнаружили, что рыбаки используют руины Нуэва-Кадис как "уборную на открытом воздухе". Забвение, впрочем, способствует сохранности руин, отметил археолог.
До прихода к власти Уго Чавеса здесь планировали выстроить огромный курортный комплекс, однако экологи и ученые забили тревогу, благодаря чему проект удалось свернуть.
Арманд видит в судьбе Нуэва-Кадис аллегорическое предостережение для всей Венесуэлы: пример этой европейской колонии, по его мнению, показывает, как быстро может закончиться процветание ресурсной экономики, если запасы сырья (жемчуга в одном случае и нефти - в другом) подойдут к концу, или если ученые изобретут иной, более совершенный энергоноситель. Как выразился бывший министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии, слова которого приводит The New York Times, конец каменному веку положила вовсе не нехватка камней.