"Передавая провайдерам США длинный конфиденциальный список адресов, связанных с хакерской группой, укравшей у американских корпораций терабайты информации, администрация Обамы не упомянула важнейший факт: отслеживание практически каждого адреса выявило его происхождение из региона вблизи Шанхая - штаб-квартиры китайских кибервоенных", - пишет Дэвид Сэнджер в The New York Times.
Такое умолчание, по словам автора, показывает, что администрация Обамы не знает, как обратиться к новому и пока что не проявившему себя руководству Китая по поводу хакерства, в то время как требования остановить хакерские атаки звучат все громче, а Пекин утверждает, что он к ним непричастен. "Этот вопрос показывает, как сильно нарастающая "холодная кибервойна" между двумя самыми крупными экономиками мира отличается от более знакомых конфликтов сверхдержав прошедших десятилетий: в некотором роде она менее опасна, в других аспектах она сложнее и вредоноснее", - пишет автор.
"Китай не является прямым врагом США, как когда-то СССР: скорее, Китай - экономический конкурент, важнейший поставщик и клиент. В прошлом году объем товарообмена между двумя странами достиг 425 млрд долларов, к тому же Китай, несмотря на ряд напряженных вопросов в сфере дипломатии, остается одним из основных кредиторов США", - напоминает Сэнджер.
По его словам, власти США были "счастливы, что доклад, в котором происхождение кибератак отслеживалось до дверей командования китайской армии по кибервойне, издала частная фирма по обеспечению безопасности Mandiant".
По словам представителей американских властей, в ближайшие месяцы Вашингтон в частном порядке передаст китайским лидерам, включая будущего главу государства Си Цзиньпина, ряд предупреждений. В ближайшее время в Китай отправятся советник по национальной безопасности Том Донилон и госсекретарь Джон Керри; по словам Дэвида Сэнджера, они собираются неофициально разъяснить китайским лидерам, что один только масштаб и сложность атак, произошедших в последние годы, могут лишить Китай поддержки его ближайших союзников в Вашингтоне - американского делового мира.
По словам Сэнджера, неизвестно, подействуют ли эти аргументы: их уже приводили, однако при посещении Пентагона в мае 2011 года один из высших военных чинов Китая заявил, что ничего не знает о кибероружии и что Китай им не пользуется. Сэнджер отметил, что администрация Обамы также никогда не обсуждала киберарсенал США. "Однако атаки китайской армии в основном нацелены на коммерческие предприятия. Она заинтересована в коммерческих тайнах, например, конструкции авиакосмических аппаратов или схемах оборудования для ветряных электростанций: армия много инвестировала в промышленность Китая и постоянно ищет конкурентных преимуществ", - отмечает автор статьи.
Как пишет издание, атаки пока что оставались без последствий для Китая. Власти США раздумывают над ответом, но возможные схемы действий очень различаются: "от спокойных переговоров до экономических санкций и контратак, выполненных Киберкомандованием ВС США".
По словам аналитика ЦРУ по Китаю Криса Джонсона, проблема заключается в том, что Китаю очень просто отрицать происходящее и сваливать его на кого-то еще, потому что контратак со стороны правительства США никто не хочет. Автор отмечает, что в этом состоит еще одно отличие от времен холодной войны: в то время любая атака привела бы к страшной контратаке и ужасающим людским потерям, поэтому ни одна сторона не решалась на этот шаг.
Однако большинство кибератак приводят к утечке коммерческой информации, а не к разрушениям, и их происхождение отслеживается месяцами, поскольку они проводятся через удаленные серверы; так, серия кибератак на The New York Times была проведена через серверы "ничего не подозревающих американских университетов".
"Часть дискуссии чрезмерно горяча, поскольку ее подогревают растущая индустрия кибербезопасности и разработка кибероружия нападения", - отмечает автор статьи. Однако, по его словам, вопрос о том, какой вид атаки на инфраструктуру США спровоцировал бы контратаку, обсуждается вполне серьезно.