Путин подготовил почву для Сочи умелой дипломатией в Иране и Сирии, но это далекие страны, а Украина для него - "свой двор", и "не менее трети страны смотрит на него в ожидании указаний", признают британские СМИ. Как поведет себя российский президент - как государственный муж или как задира? Как отразятся украинские события на его собственной судьбе?
После унизительной "потери лица" Путин замышляет месть" - утверждает в заголовке The Times. Журналист Роджер Бойз аргументирует это так: если Москва не смогла удержать Украину, сохранится ли доверие к ней в "многочисленных странах, где она подставляет подпорки диктаторам"?
"В январе комик Джей Лено острил, что сидит на "диете Обамы" ("Я позволяю Путину съедать мой обед"). Теперь же значительной части мира показалось, что это у Путина отняли обед и съели", - говорится в статье.
Путин как председатель неофициального мирового "клуба автократов" обязан поигрывать мускулами. Правда, по мнению Бойза, Россия хочет избежать распада Украины: "Что толку сохранить за собой Восток, но потерять Киев, связанный с древнерусской цивилизацией". Но, грозя отделением "русских территорий" (дословное выражение автора), Москва сумеет дестабилизировать любое украинское правительство.
Ни Москва, ни Брюссель не хотят обвала украинской экономики, продолжает корреспондент. Евросоюзу нужно, чтобы Россия продолжала помогать Украине деньгами. "Так что одним из долгосрочных последствий текущего кризиса может стать более тесное сотрудничество с Москвой. А пока ждите от Путина жестких высказываний и толику конфронтации. Он воспринимает события минувших выходных как унижение, срежиссированное Западом", - говорится в статье.
"Курс Путина в отношении украинского кризиса предопределит судьбу его самого" - так называется статья Саймона Дженкинса в The Guardian. Как поведет себя российский президент - как государственный муж или как задира? - гадает автор.
Но начинает обозреватель с размышлений об Олимпиаде. "Ни один план не выдерживает столкновения с врагом", - философски замечает он. Ради своего мирового авторитета Путин потратился на проведение Олимпиады, позиционировал современную Россию как бастион неоконсерватизма. Но на деле в дни Олимпиады он "орал по телефону на Януковича, требуя подавить киевское восстание любыми средствами, даже самыми убийственными. Вопли были безрезультатны", - считает автор.
Олимпиада также была задумана, чтобы "показать, как границы России на Кавказе принуждены устрашением к подчинению", но "взорвалась западная граница", пишет Дженкинс, подразумевая украинские события.
То, как поведет себя Путин, предопределит его судьбу. Кем он станет - "изощренным государственным мужем или клептоманом-задирой"? Путин подготовил почву для Сочи умелой дипломатией в Иране и Сирии, напоминает автор. Но это далекие страны, а Украина для Путина "свой двор, где не менее трети страны смотрит на него в ожидании указаний. Он не может ни бросить этих людей, ни игнорировать волну украинского национализма в Киеве", - признает обозреватель.
"Кошмар Путина: теперь черед русских требовать революции" - так озаглавлена статья известного историка Роберта Сервиса, опубликованная в The Sunday Times.
Вообще-то Олимпиада началась для Путина удачно ("даже порка участниц Pussy Riot не смогла замарать его имидж добряка", считает автор). Но теперь люди задаются вопросом о роли Путина в кровопролитии в Киеве.
"Его репутация как мастера геополитического планирования всегда была преувеличена", - считает автор. По его мнению, в Сирии Путину лучше удалось вмешиваться в чужие дела и ставить подножки, чем находить решения.
"Ключ к поведению Путина - его внутриполитические заботы. Выступая против иностранной интервенции в Сирии, он стремился предотвратить любые прецеденты для вмешательства других стран в дела России", - говорится в статье.
Потому-то Путина крайне волнует Украина. "В рыночной экономике всех бывших республик СССР, кроме стран Балтии, доминируют кучки предпринимателей, чье астрономическое богатство нажито сомнительными методами, а политики прикарманили крупную долю прибыли. Социальные противоречия легко могут вырваться наружу", - пишет автор.
На Украине приоритеты Путина и стиль правления Януковича напоролись на внезапное сопротивление народа.
"Кошмар Путина в том, что россияне могут перенять идею, что борьба на улицах с коррумированными, деспотичными правителями осуществима", - такой вывод делает историк.