Большая часть беженцев попадает в Европу через Италию или Грецию по Средиземному морю. В Агентстве ООН по делам беженцев UNHCR этот маршрут даже назвали самым смертельным для мигрантов. Однако путь в Европу через Украину не менее опасен. Немецкий журнал Der Spiegel и программа Report Mainz телеканала ARD провели собственное расследование и пришли к выводу, что Евросоюз, "стремясь, по всей видимости, сократить поток беженцев из азиатских и африканских стран в Европу", выделяет "громадные средства на строительство и поддержание центров временного содержания мигрантов на Украине", в которых царят нечеловеские условия, а к беженцам применяют пытки. Так, с 2000 по 2006 год, говорится в публикации, Евросоюз "выделил Киеву на эти цели 35 млн евро. А с 2010 года между ЕС и Украиной действует соглашение, которое обязывает украинские власти забирать попавших в ЕС через территорию Украины нелегальных мигрантов обратно. В обмен на это ЕС предоставляет послабления в выдаче виз украинцам".
Беженцы, пытающиеся попасть в Европу, находятся в этих центрах содержания годами, пишет автор статьи. Так, 21-летний сомалиец Хасан Хирси, ныне проживающий в Германии, покинул свою родину еще в 15 лет, после того как террористическая группировка "Аль-Шабаб" напала на его деревню и убила отца. Мать, потратив все свои сбережения на покупку фальшивых документов для сына, убедила его уехать за границу. В итоге Хирси "прилетел самолетом в Москву, а затем его переправили на автомобиле на Украину". "Оказавшись в многомиллионном Киеве, Хирси, ранее никогда не покидавший своей деревни, не знал, что делать дальше и куда пойти. (?) Несколько дней он бродил по улицам, спал в парках и под мостами. Во время попытки попасть в западную часть страны украинская милиция задержала его и доставила в пункт временного содержания мигрантов "Павшино" на западе Украины".
Беженцы, как отмечает Попп, называют это заведение "Гуантанамо Востока" - за ужасающие санитарно-гигиенические условия и переполненные камеры. В центре "Павшино" Хирси, по его словам, провел несколько месяцев, при этом его "постоянно избивали надзиратели, а спать приходилось на полу". В том же 2008 году "Павшино" закрыли под давлением международных организаций. После своего освобождения Хирси опять попытался попасть в Европу через украинский Ужгород: его "нелегально переправили в Венгрию, однако, как он ни убеждал, что он хочет написать заявление на получение статуса беженца, местные пограничники вернули его на Украину и передали украинским спецслужбам". Последние "разместили его и еще нескольких беженцев в неотапливаемом и неосвещаемом бараке", говорится далее.
"Охранники не разрешали нам ходить в туалет, некоторые задержанные мочились в бутылки, другие прямо на пол, к тому же нам сутками не давали еды, - рассказывает Хирси. - В общем, нас держали как животных". На допросах, как вспоминает беженец, "ему задавали вопросы о том, зачем он приехал сюда и кто помогал ему в этом, а если он не отвечал сразу же, его душили, били кулаком в лицо и пытали электрическим током". После этого Хирси оказался в пункте временного содержания нелегальных мигрантов "Журавичи", в одноименном селе на границе Украины с Белоруссией, где объявил голодовку. Ранее пункт, напоминает Der Spiegel, был казармой для солдат, а ныне он окружен колючей проволокой и охраняется вооруженными солдатами. В общей сложности Хирси пытался попасть в Германию пять лет.
Украинские власти утверждают, что им неизвестны случаи применения насилия в отношении беженцев, доказательств тому нет, а пограничные органы постоянно проверяются, однако в организации по правам человека Human Rights Watch больше склонны верить в обратное, поскольку слова Хирси подтверждаются рассказами многих других беженцев, в том числе совершенно незнакомых друг с другом, говорится в статье. Так, по словам одного беженца из Пакистана, украинские пограничники "били его рукояткой пистолета по голове, а после того как он падал без сознания на пол, его раздевали, бросали на снег и ходили по спине ногами". Еще одному сомалийцу угрожали смертью. "Слушай нас, ты сейчас не в Англии или Германии, а на Украине. Здесь нет демократии. И если ты сейчас будешь лгать, то живым отсюда не уедешь", - передает слова одного из пограничников беженец из Сомали.