The Moscow Times публикует статью Питера Хобсона о владельце аэропорта "Домодедово" Дмитрии Каменщике. Он был взят под стражу по делу о совершенном в "Домодедово" в 2011 году теракте и на прошлой неделе переведен под домашний арест. "Следователи говорят, что система обеспечения безопасности в аэропорту была преступно слабой. Все остальные - эксперты, юристы, представители бизнеса - говорят, что обвинения шиты белыми нитками, не имеют юридических оснований и нужны для того, чтобы отобрать у него аэропорт", - пишет издание.
"Это дело заставило проводить аналогии со [случаями] Владимира Гусинского, Михаила Ходорковского и Владимира Евтушенкова - российских миллиардеров, которые при президенте Владимире Путине были взяты под стражу на основании сомнительных обвинений и лишились - частично или полностью - своих активов", - говорится в статье. Как пишет Хобсон со слов адвоката Каменщика Михаила Колпакова, "цинизм ситуации" проявился в вопросе, который следователь задал его подзащитному: почему он не сбежал? "А зачем бежать? - будто бы ответил Каменщик. - Я знаю, что правда на моей стороне". "Упрямство" Каменщика "может затруднить попытку забрать у него "Домодедово", - считает Хобсон.
"Он лишен эмоций, чувств и личных связей, - говорит о Каменщике его давний знакомый Сергей Капчук, бывший российский чиновник. - Бизнес для него - это все. Он - машина для зарабатывания денег". Капчук рассказал Хобсону, как однажды, еще в 1990-е, в квартиру Каменщика ворвались двое. Приложив гранату к голове сына его подруги, они потребовали отдать им деньги, пригрозив, что иначе "все умрут". "Лишиться денег значило бы для Каменщика потерять бизнес, - пишет Хобсон. - Не сказав ни слова, Каменщик бросился на бандитов через всю комнату, вырвал из рук гранату и выгнал их".
По словам Антона Бакова, бизнесмена, политика и первого работодателя Каменщика в авиационной индустрии, "он практически аутист". "Как и все, кто знаком с Каменщиком, Баков согласился, что он гений бизнеса". Под руководством Бакова Каменщик в начале 1990-х руководил чартерными рейсами, на которых польские туристы летали через Москву в Азию. Затем партнеры стали возить в Китай челноков, а после этого Каменщик сам возглавил авиакомпанию East Line и занялся грузоперевозками. В середине 1990-х он начал работать в "Домодедово".
"Домодедово", расположенное в 20 км южнее Москвы, лежало тогда в руинах, - рассказывает журналист. - В советские времена аэропорт обслуживал внутренние рейсы в Среднюю Азию и восточные регионы России. Он был маленький, суматошный, и там некуда было сесть. На самих рейсах тоже часто были только стоячие места. Каменщик и East Line начали договариваться с аэропортом об улучшении инфраструктуры - сектор за сектором. Попутно он приватизировал постройки и сосредоточил в своих руках права собственности".
"Домодедово" при нем стало первым современным российским аэропортом. В 2002 году он запустил железнодорожные экспрессы, курсировавшие между "Домодедово" и центром Москвы. Поездов не было, поэтому он приобрел заводы, чтобы их построить. Старый бетонный терминал уступил место новому - из стекла и стали. По словам Каменщика, за полтора десятка лет он вложил в "Домодедово" более 1,5 млрд долларов частных инвестиций. К середине 2000-х это был крупнейший аэропорт в стране. По состоянию на 2014 год он обслуживал более 30 млн пассажиров в год и, по словам Каменщика, стоил более 8 млрд долларов. Как сказал однажды еще один звездный российский бизнесмен Евгений Чичваркин: "Он сделал из говна конфетку".
Однако "не все шло гладко", продолжает Хобсон. Как Каменщик рассказал газете "Ведомости", начиная с 2001 года против аэропорта было подано около 6500 исков, и ему пришлось обзавестись собственным штатом юристов численностью в 100 человек. "Давление заставило Каменщика избегать рисков, в чем-то даже сделало его параноиком. Чтобы уменьшить уязвимость перед поглощениями и нападениями, он более десяти лет скрывался за несколькими офшорными подставными компаниями".
Стратегия защиты, которую избрал Каменщик, состоит в "педантичном следовании букве закона. Он утверждает, что не давал откатов и не заключал соглашений с влиятельными людьми. Повышенное внимание властей, по его словам, это "своего рода наказание" за отказ играть по коррупционным правилам. Большинство обвинений его юристам удалось отвести. Однако неопределенность, созданная потоком разбирательств, мешает инвестициям... Это замедлило темпы развития "Домодедово" и позволило двум другим московским аэропортам, "Шереметьево" и "Внуково", сократить отставание. Долями в капитале обоих этих аэропортов владеет государство".
Около года назад, по словам Каменщика, к нему обратился "потенциальный покупатель" "Домодедово": "Ты же понимаешь? (...) Они все отберут. Или объединяй [свой аэропорт] с государственными. Если не согласишься на наши условия, это будет самая большая ошибка в твоей жизни". Когда в 2011 году смертник подорвал себя в зале прилета, "трагедия создала новую удобную возможность для давления на "Домодедово", пишет Хобсон.
"Следователи немедленно стали пытаться доказать, что часть ответственности за преступление лежит на менеджменте и собственнике "Домодедово", - рассказывает автор. - Какой именно мотив стоит за этим уголовным делом, понять сложно, но им явно управляют сверху... Возможно, дело поддержал сам президент Путин. Приближенный к Кремлю источник рассказал The Moscow Times, что смена меры пресечения на домашний арест не могла произойти без участия Путина. Следователи настойчиво стараются убедить президента, что Каменщик пытался избежать выплаты компенсаций жертвам терактов и заслуживает, чтобы против него велось расследование, сообщил источник, но, как оказалось, его заключение под стражу поддержано не было".
"Большинство наблюдателей говорит, что подлинная причина расследования против Каменщика состоит в том, чтобы заставить его как можно дешевле продать "Домодедово"... Каменщик неизменно отказывался делиться контролем над аэропортом... Аркадий Ротенберг, друг Путина и его бывший партнер по дзюдо, купил долю в "Шереметьево". Многие считают, что он хотел бы расширить свой бизнес".
Если обвинения в адрес Каменщика все же будут доказаны, ему грозит до 10 лет лишения свободы, но и без передачи дела в суд российские законы позволяют держать его и других задержанных под стражей до полутора лет, пишет Хобсон. Менеджеры Светлана Тришина, Вячеслав Некрасов и Андрей Данилов, по его мнению, были арестованы для того, чтобы оказать на Каменщика психологическое давление - "такая тактика использовалась в российских судебных процессах и раньше... Ни одного из этих троих за две недели с момента задержания ни разу не допросили". Неназванный юрист в беседе с Хобсоном назвал происходящее "мягкой пыткой". По данным кремлевского источника, Валерий Коган, партнер Каменщика, пытался вызволить задержанных из-под стражи, но безуспешно.
"Колпаков говорит, что 19 февраля, когда Каменщик вышел после ночи в камере, он был спокоен и собран. По судебным коридорам он прошел в фуфайке с капюшоном, как боксер, то и дело саркастически улыбаясь", - сообщает Хобсон. Баков полагает, что даже угроза 10-летнего тюремного заключения Каменщика не испугает.