Ни один иностранец не бросался в коварные течения российской приватизации более смело, чем американский инвестиционный банкир Борис Йордан. За последние 10 лет Йордан зарабатывал и терял огромные средства в России для Джорджа Сороса, Кеннета Дарта и других смельчаков. Теперь он поставил все на телевизионный бизнес.
Йордан занимает должность генерального директора НТВ. Крупнейший владелец НТВ "Газпром" пригласил Йордана год назад, чтобы навести на НТВ финансовый порядок. По словам представителя "Газпрома", газовое предприятие не заинтересовано в медиа-бизнесе. "Газпром" нанял инвестиционный банк Dresdner Kleinwort Wasserstein, чтобы тот помог продать НТВ и группу родственных медиа-компаний (развлекательный канал, спутниковый телеканал, радиостанции, журналы и газеты). Йордан говорит, что он уже сформировал иностранный консорциум, который будет претендовать на эту собственность. "Это могла бы быть ведущая вертикально структурированная медиа-компания в России", - говорит он.
С Йорданом или без него, многие иностранцы проявляют интерес к этой сделке. Руперт Мердок (News Corp.) заявляет, что примет участие в конкурсе на НТВ, если цена телеканала будет определена правильно. Тед Тернер, два года назад предложивший купить 40% акций за 100 млн. долларов, может вновь попытать счастья. Vivendi и Bertelsmann зондируют почву, как и Рональд Лаудер, который хочет оживить свою увядающую европейскую медиа-империю.
НТВ и родственные медиа-компании производят продукции менее чем на 200 млн. долларов, теряют деньги и имеют большие долги. Так что же здесь такого привлекательного? Быстро растущий рынок. В прошлом году доходы от телерекламы возросли с 230 до примерно 400 млн. долларов; ожидается, что в этом году они составят по меньшей мере 600 млн. долларов.
"Если вы верите в возрождение России, вы должны верить в российский медиа-бизнес", - говорит Йордан.
Одной из быстрорастущих телекомпаний в России является ТВ-6 ? второй по величине независимый телеканал, известный своей резкой критикой политики президента Владимира Путина. В прошлом году ТВ-6 совершил прорыв своей программой "За стеклом". В этой программе, сильно напоминавшей реальное шоу "Большой Брат", шестеро юношей и девушек жили вместе в стеклянной квартире. "За стеклом" оказалось столь успешным, что ТВ-6 ежедневно выделяло ей 2-3 часа в своем эфире, а зрительская аудитория телеканала возросла в 2 раза. Конечно, этому способствовало и то, что в передаче показывали девушек, принимающих душ в обнаженном виде, а завершилось шоу показом сексуальных сцен, записанных при помощи инфракрасных камер.
Единственной стороной, которой все это не показалось забавным, была датская телекомпания Endemol, которая придумала идею "Большого Брата". Она потребовала от ТВ-6 заплатить за использование этой идеи, как это сделали 20 других телеканалов, демонстрирующих "Большого Брата" в различных странах мира. В ответ ТВ-6 заявил, что "За стеклом" не имеет ничего общего с "Большим Братом", и что в его основу были положены произведения российских литературных классиков 20-х годов прошлого века. Endemol угрожает подать на ТВ-6 в суд.
Главный акционер ТВ-6 олигарх Борис Березовский живет в Западной Европе; в России выписан ордер на его арест по обвинениям в хищении средств "Аэрофлота". Тем временем миноритарный акционер ТВ-6, нефтяная компания "ЛУКойл" утверждает, что Березовский нарушил ее права как акционера, и подает иск о ликвидации ТВ-6.
Нет никаких сомнений, что телевидение в России ? тяжкий бизнес. В 1995 году генеральный директор крупнейшего российского телеканала ОРТ был убит; это убийство до сих пор не раскрыто. Генеральный директор ТВ-6 Евгений Киселев недавно стал жертвой "Большого Брата", но уже в реальной жизни. На популярном российском веб-сайте были опубликованы видеоролики с изображением "человека, похожего на Киселева", который совершал нетрадиционные сексуальные акты. Кто снял эту пленку? Никто не знает.
В то время как крупные западные медиа-компании ходят кругами вокруг НТВ, появился по меньшей мере один претендент и на ТВ-6. Texas Pacific ? частный паевой фонд, руководимый Дэвидом Бондерманом (он в свое время "спас" Continental Airlines, Ducati Motor и Oxford Health Plans), хочет купить часть акций; Березовский говорит, что не собирается их продавать.
Многие российские телеканалы очень хотели бы не допустить иностранцев на российский медиа-рынок. "Международная медиа-компания может вдвое больше заплатить за покупку зарубежных фильмов и переманить к себе лучших продюсеров, предложив им в 10 раз большую зарплату", - говорит генеральный директор ОРТ Константин Эрнст.
Уязвимым местом всех российских телеканалов являются развлекательные программы, которые до сих пор состоят из мыльных опер и спонсируемых государством музыкальных конкурсов. Это дает шанс Борису Йордану, который уверен в том, что сможет привлечь в Россию крупные зарубежные медиа-компании, которые внесли бы свежую струю в производство программ, сохранив при этом достаточную долю российского участия, чтобы этот захват рынка был политически приемлемым.
News Corp., которая уже владеет акциями развлекательного канала СТС, тоже проявляет интерес к НТВ. Если News Corp. решит принять участие в конкурсе, то как она избежит политического риска? "Самый безопасный путь ? никаких новостей и общественно-политических программ, чисто развлекательный канал, - говорит вице-президент News Corp. Мартин Помпадур. ? Но это, возможно, не лучшее решение с точки зрения бизнеса. Обычно телеканал, который лидирует на информационном рынке, занимает первое место на рынке СМИ в целом".
News Corp. добивается успехов, действуя в таких трудных политических условиях, какие созданы в Индии и Китае. Однако рынок российских СМИ не похож ни на какие другие. Назойливые бюрократы, сексуальные скандалы, даже убийства ? зачем иностранцам лезть в российские джунгли?
"На самом деле, все очень просто, - отмечает Помпадур. ? Мы считаем, что сможем заработать много денег".