Итак, наука - это мужчина? (На такой вывод намекает ректор Гарвардского университета, говоря о том, что в математике и других науках у женщин могут быть трудности.) Как сказать. Но то, что мозг мужчины отличается от мозга женщины, это действительно так. Еще неопубликованная работа ученых из Калифорнии свидетельствует о том, что существует два мозга: мозг мужчины и мозг женщины, и они разные.
Мозг состоит из белого вещества (обеспечивающего связь между центрами, вырабатывающими информацию) и серого вещества (куда поступает информация и где она вырабатывается), связанные между собой, как в компьютере. У женщины за мыслительную деятельность отвечает белое вещество, у мужчин - серое. Но два типа мозга, несмотря на различные пути, могут достигать одних и тех же вершин.
Но идем по порядку. Если в мыслительных процессах, как кажется, женщины используют в 10 раз больше белого вещества, чем мужчины, а мужчины используют в основном серое вещество, может так оказаться, что в процессе видов деятельности, требующих аккумулирования и интегрирования информации (обучение языкам, например) преуспевают женщины, в то время как там, где требуется получить информацию при помощи логических приемов (как в математике), победу одерживают мужчины. Такова теория.
Однако есть еще кое-что: американские ученые обнаружили, что вещество (белое и серое), формирующее "ум" у женщин, располагается во фронтальной (передней) части коры головного мозга. У мужчин во фронтальной доле мозга есть немного серого вещества, но вовсе нет белого вещества, распределенного в различных частях мозга. Таким образом, мыслительная часть мозга женщины более уязвима. Травма во фронтальной доле, где находится почти весь "ум", может в значительной степени ухудшить мыслительные функции. С мужчинами в подобных случаях ничего не происходит.
Помимо того что мужчин и женщин исследовали с помощью ядерно-магнитного резонанса, ученые подвергали участников эксперимента тестированию по определению уровня мыслительных способностей (коэффициент интеллекта, как говорят медики). При помощи компьютера были соотнесены два типа информации, и на этой основе были созданы две карты разума. Они сильно отличаются друг от друга, причем "мыслительные" карты женщин очень схожи друг с другом, и от них явно отличаются, но все же похожи, карты мужчин. Фактом остается то, что эти исследования не продемонстрировали разницы между коэффициентом интеллекта у мужчин и женщин.
Высказывание ректора Гарвардского университета можно считать в определенной степени провокационным. Оно вызывало скандал. Ректор извинился. Однако некоторые сомнения остались. "А если он прав? Ведь в научных верхах больше мужчин, чем женщин. Сколько женщин возглавляют крупные научные журналы? Сколько женщин получили Нобелевскую премию?"
В последние годы проводились многочисленные сравнительные исследования мыслительных способностей мужчин и женщин. Проблема, конечно, сложная, и ответ должен быть аргументированным.
В 2002 году Организация по торговле и экономическому развитию осуществила проект с участием 250 тысяч детей в возрасте 15 лет из 41 страны. В некоторых случаях мальчики показывали лучшие результаты в математике. А иногда нет, и потом, существуют серьезные различия между странами. В Японии, например, не делают различия между юношами и девушками (кроме того, японские девушки сумели опередить сверстниц из многих других стран, в том числе и из США).
В Исландии девушки регулярно обходят юношей по итогам математических олимпиад. В некоторых других странах мальчики показали лучшие знания, но если посмотреть, кто постоянно ошибается, так это они. Почти всегда у юношей возникают трудности с обучением и дефицит внимания. Как будто бы мозг мужчин требует более осторожного обращения.
То, что слишком мало женщин входит в научную элиту, - это факт, но если свести вместе все имеющиеся данные, то вряд ли можно утверждать, что женщины менее способны. Известно, что некоторые мужчины, занимая важные должности в исследовательских заведениях, не обладают большими способностями в математике. Женщины более осторожны и вступают в борьбу за высокие должности в науке лишь в тех случаях, когда твердо уверены в своих способностях. Секрет успеха в науке - упорная работа. Мужчины и сегодня в меньшей степени обременены семейными обязанностями. Может быть, и в этом разница.
В конце концов, возможно, прав Анри Миллон: "Нет ничего надежного в разуме, как и сам разум".