Виктор Ющенко провел на посту президента Украины меньше 48 часов. Но сдержать его стремление привести страну в Европейский союз кажется почти невозможным.
Турция должна волноваться. Понятно, что во многих странах, особенно в Центральной Европе, гораздо сильнее поддержка приема в европейский клуб Украины, а не Турции.
Это ставит европейских, в частности британских, дипломатов перед неприятной дилеммой. Они не хотят ничем помешать человеку, который потряс мир своим избранием на пост нового украинского лидера под лозунгом сближения с Западом. Но они также не хотят создавать впечатление, что двери Евросоюза широко распахнуты. В британском случае они еще и не хотят мешать Турции.
Остроту проблеме придает романтическая история победы Ющенко. Во-первых, Москва грубо поддерживала его соперника Виктора Януковича. Затем страсть сторонников Ющенко, которые день и ночь стояли в холод на улицах Киева, протестуя против коррупции и фальсификации выборов, которые принесли победу Януковичу. Затем повторное голосование, в ходе которого выяснилось, что большинство украинцев связывают свои надежды с Ющенко, смотрящим не на Восток, а на Запад. Наконец, уверенность врачей Ющенко в том, что действительно была предпринята попытка отравить его диоксином, который изуродовал его за несколько месяцев до выборов.
Польша, исторически связанная с Западной Украиной, громче всех призывает к тому, чтобы ЕС пригласил Украину в свои ряды. Украина имеет также много сторонников в Центральной и Восточной Европе, которые ходят видеть ее в ЕС, чтобы еще дальше отодвинуть от себя границу с Россией.
В Брюсселе царит легкое замешательство. Разрешить ли Украине встать на путь, ведущий к членству, - это вопрос, которого дипломаты старательно избегают.
Для Британии, одной из самых горячих сторонниц членства Турции, это представляет особенно острую проблему этикета. Помимо прочего, правительство не хочет создавать угрозу кандидатуре Турции. Хотя Турция уже получила добро на начало переговоров о вступлении, дебаты лишь подчеркнули силу противодействия в некоторых частях Европы.
Вчера правящая партия Бельгии отказалась поддерживать проведение референдума по европейской конституции именно из-за опасений, что он станет голосованием по поводу приема Турции.
Угроза, которую представляют украинские амбиции для надежд Турции, не очевидна. Но во многих столицах давних членов ЕС есть ощущение, что необходим "период переваривания", абсорбции новых стран. Избиратели могут внезапно прийти к выводу, что клуб "заполнен".
Они могут засомневаться по поводу цены. У них может вызвать недовольство перспектива иммиграции, и этот момент британские политики прекрасно понимают.
Но вместе с тем Британия не хочет, чтобы ее воспринимали как противницу героического стремления Ющенко повести страну в другом направлении.
Он является приверженцем экономических реформ, очень непопулярных на Украине, особенно в восточных областях, которые по своим настроениям ближе Москве, а не Брюсселю. Его главным аргументом в пользу реформ является то, что они необходимы для вхождения в Европу. Но если создастся впечатление, что Европа отвергает его с порога, это его ослабит.
В худшем случае это даст восточным областям, поддерживавшим Януковича, возможность бороться за него или другую промосковскую фигуру. Угрозы раскола страны, которые не казались пустыми во время выборов, пока утихли, но ни одна страна ЕС не хотела бы вновь пробуждать подобные угрозы.
Так что Европа заняла позицию осторожной уклончивости. Есть попытка подсунуть Украине "план из десяти пунктов" по укреплению связей, утечка которого произошла вчера, когда Ющенко приехал в Москву с первым государственным визитом.
Самый острый вопрос: подаст ли Украина официальную заявку на "перспективу членства", список критериев в сфере рыночных реформ и прав человека, которые являются условием для начала переговоров о вступлении.
Ющенко встречается с президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозо 10 февраля. Пока эта проблема не решена, у них мало других тем для разговора.