Пожалуй, ни в одной другой стране песни о тюремной жизни не пользуются такой популярностью, как в России. Их исполнение - это своеобразная часть шоу-бизнеса, имеющая миллионы поклонников
Мужчины под простенький аккомпанемент синтезатора хриплыми голосами поют о прокуренных пивнушках, о свободе, оставшейся за тюремными стенами, и о далеких неверных подругах. Есть радиостанции, которые целиком посвящены блатным песням. А владельцы мобильных телефонов могут скачать из интернета и установить себе в качестве мелодии звонка блатной хит "Владимирский централ".
Королева разбойников Мурка в думской столовой
Депутат Госдумы от оппозиции Андрей Савельев жалуется на засилье блатных песен: "Если ты в обед спускаешься в думскую столовую, то там тебя встречают песней о королеве разбойников Мурке". В Киеве, столице Украины, водителям маршруток было официально запрещено ставить в машинах блатные песни.
При этом многие исполнители, охотно поющие о жизни за решеткой, но не о ней одной, название жанра - "блатная песня" - воспринимают чуть ли не как оскорбление. Российские музыкальные критики уже давно дали этому направлению в музыке другое имя, политкорректное. Теперь оно называется "русский шансон".
Золотой эпохой жанра считаются первые годы после окончания Гражданской войны, когда вождь революции Владимир Ленин провозгласил новую экономическую политику, когда стремление к обогащению официально перестало быть злейшим из грехов. В больших городах быстро образовывалась богатая прослойка, которая сколотила свои капиталы на спекуляциях и мошенничестве. В шлягерах того времени часто фигурирует идеализированная воровская романтика.
Душа и нравственность
Однако позднее блатные песни оказались под запретом, советское радио объявило им бойкот. После смерти Сталина здесь ничего не изменилось. Хиты таких исполнителей, как Вилли Токарев и Михаил Шуфутинский, эмигрировавшие в США, стали распространяться уже в брежневские времена и быстро захватили всю страну - многократно копируемые под полой на кассеты вплоть до их полного искажения. Когда уже во время перестройки эти исполнители, отнесенные деятелями от культуры к прокаженным, смогли вернуться на свою историческую родину, они без труда собирали полные концертные залы и стадионы.
"Русский народ много вынес, - так объясняет главный шансонье Шуфутинский пристрастие своих соотечественников к песням, в которых поется о лагерях и этапах. - Это длится уже 500 лет. Но к удивлению, люди все еще сохранили свою душу и нравственность".
Помощь спецслужб в понимании текстов
Единственное, что ставит под вопрос широкое исполнение блатных песен, это непонятный для законопослушных граждан воровской жаргон, на котором, например, деньги - это "бабки", а милиционеры - "мусор". Певец Михаил Круг, убитый в 2002 году, скорее всего, взломщиками, пришел в восторг от старого словаря воровского жаргона, который когда-то был издан для сотрудников сталинских спецслужб под грифом "для служебного пользования".
Но не всем исполнителям приходится изучать воровской жаргон: многие из них имеют за плечами собственный опыт пребывания в российских тюрьмах и лагерях.
Исполнитель блатных песен Владимир Волжский, который в общей сложности провел за решеткой 20 лет, написал там около 500 песен. Пожалуй, кроме него еще никому не удалось записать в тюрьме сразу четыре профессиональных сольных альбома.
"Калина красная" и досрочное освобождение
Благодаря своим достижениям Волжский вышел в финал конкурса для заключенных "Калина красная", который транслируется на всю страну по государственному радио. Приз победителю - досрочное освобождение с испытательным сроком - это лучик надежды, который светит многим из примерно 900 тысяч российских арестантов.
Организаторы соревнования уверены, что музыка не просто заставляет преступников по-новому взглянуть на свои прежние деяния. "Они меняются, обретают внутреннюю свободу и начинают стремиться к новой жизни", - написано на сайте "Калины красной".
Многие россияне, которых не трогает воровская романтика поставленного на коммерческую основу тюремного шансона, все равно умиляются блатным песням. "Это такие замечательные мелодии и тексты, которые доходят до самого сердца, - восторженно сказала одна московская пенсионерка, недавно открывшая для себя тюремную поэзию. - Это совсем не то, что ужасная поп-музыка, которая заполонила все вокруг".