Администрация Буша стремится заручиться дипломатической поддержкой России в стремлении положить конец иранской ядерной программе на фоне роста американской критики в отношении российской внутренней политики.
Недавно утвержденный закон, который обязывает все неправительственные организации регистрироваться в госкомиссии, во вторник снова подвергся критике со стороны пресс-секретаря Госдепартамента Шона Маккормака.
Сторонники закона называют его мерой борьбы с экстремизмом. Критики рассматривают его в качестве свидетельства того, как президент Владимир Путин авторитарными методами укрепляет контроль над демократической и гуманитарной деятельностью.
"Ранее мы уже выражали свою обеспокоенность новым законом", - подчеркнул Маккормак, четко обозначив протест США.
Однако это недовольство затмевается необходимостью привлечь Россию к решению проблемы иранской ядерной программы - сначала на специальной встрече МАГАТЭ 2-3 февраля, а затем в ООН, если агентство передаст иранское досье на рассмотрение Совета Безопасности.
Россия просигнализировала, что выступает за осмотрительный подход. В то же время она предлагает снять некоторые тревоги по поводу иранской ядерной деятельности, перенеся процесс обогащения урана в Россию, что позволит наблюдать за процессом и гарантировать использование обогащенного урана в гражданских, а не в военных проектах.
Глава внешней политики ЕС Хавьер Солана заявил, что во время переговоров на прошлой неделе в Вашингтоне это предложение обсуждалось как жизнеспособное.
По словам Маккормака, если Иран примет российское предложение, оно "принесет некоторое успокоение международному сообществу, потому что Иран не сможет использовать этот механизм (обогащение) для попытки получения ядерного оружия".
Однако Маккормак считает, что россияне разочарованы своими попытками добиться снисхождения к Ирану.
В Москве после встречи с иранским переговорщиком по ядерным вопросам канцелярия Игоря Иванова, секретаря Совета безопасности, сделала краткое заявление, в котором указала, что иранский ядерный диспут должен решаться дипломатическими способами в рамках МАГАТЭ.
Тем временем на конференции в Центре Никсона его президент Дмитрий Саймс заявил, что "состояние российской демократии сегодня мрачное и становится все мрачнее".
По словам Саймса, судебная система коррумпирована и полностью контролируется правительством, а Дума, российский законодательный орган, абсолютно послушна власти.
"Ты можешь высказывать какое угодно мнение, - заявил он, - покуда ты не имеешь никакого влияния".
Что касается "особых отношений" президента Буша с Путиным, в рамках которых лидеры часто общались друг с другом, то они прекратились два года назад, отметил он.
Саймс, побывавший в России на прошлой неделе, указал, что Путин и его союзники "уничтожили систему сдержек и противовесов", типичную для демократий.
Он полагает, что закон, требующий регистрации неправительственных организаций, в утвержденной форме не так плох, как изначальный проект. Однако он отметил, что "беда в том, что закон будет проводить в жизнь российская бюрократия, и суды не будут играть никакой роли".
Другой выступавший, Лорн Крамер, президент Международного республиканского института, частично финансируемого США, заявил, что во время своего первого срока администрация Буша молчала по поводу отката России. Но сейчас, подчеркнул он, "мы видим первые признаки того, что наше молчание нарушается".