Отношения с Соединенным Королевством
Несмотря на экономические интересы в отношениях с Россией, Лондон с тревогой наблюдает за попыткой Путина консолидировать власть на внутреннем фронте, вернуть в сферу государственного контроля некоторые приватизированные компании и утвердить контроль Москвы над бывшими советскими республиками. Если Вашингтон под руководством госсекретаря США Кондолизы Райс решит проводить более жесткую линию на российском направлении, Лондон тоже может постепенно дистанцироваться от Кремля.
Одно из серьезных ограничений для двусторонних отношений - это высокий уровень российской шпионской активности в Соединенном Королевстве. Как следует из внутренней докладной записки британского министерства внутренних дел, датированной началом 2005 года, в Великобритании под дипломатическим прикрытием работает 18 офицеров СВР (Службы внешней разведки) и 18 офицеров ГРУ (Главное разведывательное управление Генштаба), которые агрессивно пытаются добывать британские военные и промышленные сведения, а также действуют против чеченской диаспоры.
По оценке MI-5, российские спецслужбы представляют "существенную разведывательную угрозу". Как предполагается, премьер-министр Тони Блэр несколько раз поднимал эту тему в беседах с президентом Путиным, однако положение Великобритании как ключевого союзника США означает, что страна, скорее всего, останется важнейшим объектом для операций российской разведки.
Отношения с США
Хотя международная безопасность и война с террором остаются ведущими вопросами во взаимодействии США с Россией, давление на американскую администрацию с требованием занять более жесткую линию в отношении Путина нарастает. Москва подверглась критике за сфальсифицированные президентские выборы в Чечне, а теперь и левые, и правые силы выражают обеспокоенность тем, что путинские реформы нацелены на утверждение контроля Кремля над парламентом и региональными правительствами. Расхождение в ценностях, которое наблюдалось всегда, ныне нарастает, и это признает все большее количество лиц, ответственных за принятие политических решений в Вашингтоне. Чтобы сформулировать стратегию "размежевания", потребуется некоторое время, однако разрыв "стратегического партнерства" Буша и Путина не является невероятной перспективой.
Во время двустороннего саммита в Москве в мае 2005 года Буш подтвердил, что Соединенные Штаты озабочены внутренней и внешней политикой Путина в СНГ. Но в то же время он подчеркнул ценность американо-российского партнерства в сфере безопасности и обороны. Заявления Буша указывают на два расходящихся вектора американской политики. С одной стороны, Вашингтон привержен продолжению тесного сотрудничества с Москвой по вопросам ядерного нераспространения, контртерроризма и НАТО. С другой - Вашингтон постепенно сокращает политическую и финансовую поддержку внутренних реформ в России. В 2005 году экономическая помощь США России была значительно урезана, и, как ожидается, в 2006 и 2007 годах она сократится еще больше. Основная часть сэкономленных средств направляется на программы развития Украины и Грузии и политические проекты в Белоруссии и Центральной Азии.