По стечению обстоятельств, возможно не такому уж случайному, российские власти предали огласке дело о шпионаже, в котором фигурируют британские дипломаты в Москве и неправительственные организации, в тот самый момент, когда Владимир Путин подписал закон, ограничивающий свободу деятельности этих НПО. Независимо от того, насколько достоверны обвинения в адрес посланцев Ее Величества, подоплека скандала достаточно очевидна. Кремль хочет дискредитировать российские НПО, добивающиеся уважения прав человека в стране, которая таким уважением никогда не отличалась.
Спустя пятнадцать лет после крушения коммунизма правосудие все так же подчиняется приказам политической власти и полиции. Некоторые демократические достижения, имевшие место в конце президентства Михаила Горбачева и в годы правления Бориса Ельцина, постепенно сводятся на нет. Путин использовал "террористическую угрозу" (войну в Чечне) и возмущение населения постыдным обогащением олигархов, прибравших к рукам природные ресурсы России, чтобы восстановить авторитарный режим. Фальсификация выборов привела к практически полному изгнанию оппозиции из Думы (парламента). Всенародно избранных губернаторов заменили назначенцы Кремля. На телевидении постепенно отменили все критические передачи, а группы, приближенные к власти, взяли под контроль бумажную прессу.
Стремясь ограничить деятельность НПО, которые после распада СССР пытались восполнить отсутствие в стране гражданского общества, Путин атакует один из последних оплотов мысли и действия, независимых от государства. Он их "не обижает" и даже позволяет себе смягчить закон, принятый послушным думским большинством. Связывая НПО со шпионажем, он пытается показать, что защищает высшие интересы нации.
Эта военная хитрость способна ввести в заблуждение лишь наивных людей, которые полагают, что, млея от восторга перед "новой российской демократией", они осуществляют великую стратегию планетарного масштаба. Безусловно, странам Запада нужна поддержка Москвы, коль скоро они хотят воспрепятствовать ядерному вооружению Ирана или обеспечить себя газом. Но это не повод закрывать глаза на политику авторитарной и имперской реставрации, проводимой хозяином Кремля.
Американский госсекретарь Кондолиза Райс предупредила Путина, что летом, когда он будет принимать своих коллег в Санкт-Петербурге, ему как председателю "большой восьмерки" (группы индустриально развитых и, как предполагается, демократических государств) придется ответить на вопросы, касающиеся его понимания свобод. Несомненно, он ответит, что все делается в рамках закона. Прецеденты тому есть. Разве в 1936 году Сталин не написал "самую демократичную в мире конституцию"?