Холодная война между Москвой и Римом
В России, так же как и в Италии, очень холодно, и не только в метеорологическом смысле слова. "Мы относимся к числу счастливчиков: Москва обошлась с нами по-дружески, сократив поставки газа лишь на 4%", - заявил премьер Сильвио Берлускони, намекая на теплые отношения с российским президентом Владимиром Путиным, которые он неоднократно выставлял напоказ. Не говоря уж о том, что эти данные неверны (Eni, национальная энергетическая компания, сообщила вчера о сокращении поставок на 8%), можно заметить и другие признаки, явно не свидетельствующие о наступлении идиллического этапа в отношениях между Римом и Москвой. И это является логическим следствием решения, принятого в октябре, о прекращении переговоров между "Газпромом" и Eni, которые, согласно первоначальным планам, должны были завершиться, помимо прочего, созданием совместного предприятия российским гигантом и компанией Cei Бруно Ментасти.
"Я удивлен, - заявил корреспонденту газеты Sole 24Ore вице-президент "Газпрома" Александр Иванович Медведев, комментируя интервью одного из руководителей Eni, Паоло Скарони, в газете Repubblica, где тот обвиняет российское предприятие во вседозволенности. - В ходе ближайших встреч мы могли бы найти время, чтобы обсудить напрямую все интересующие обе стороны вопросы: газетная статья не может адекватным образом донести мысль Скарони". Два менеджера, таким образом, попытаются прояснить позиции, но пока неизвестно как и когда.
"Мы думаем, что переговоры могут активизироваться, - заявил Медведев, - чтобы в самые сжатые сроки можно было подготовить документы, но, по-видимому, на это уйдет больше времени, чем предполагалось. Все зависит от Eni", а "собака на шести лапах" (эмблема корпорации Eni. - Прим. ред.) продвигается другими темпами. "Переговоры с "Газпромом" - долгие и сложные, - говорит Скарони, - я не ожидаю конкретных результатов в ближайшее время".
Складывается впечатление, что за публичными заявлениями скрывается тайная схватка между "Газпромом", который нацелился на масштабное вхождение на итальянский рынок (Медведев опровергает сведения о том, что планирует приобрести Snam Rete Gas, в то время как Скарони надеется на дальнейшую отсрочку в парламенте решения о приватизации, запланированной сегодня на 2008 год), и Eni, которая хотела бы захватить "большие куски" российского рынка, не открывая при этом ворота в Италию "Газпрому".
"Они заявляют, что хотят снизить цены на газ, - поясняет Скарони, - но я задаю себе вопрос, действительно ли это будет выгодно для итальянских потребителей и для нашей системы". Защита общих интересов для Скарони совпадает с отстаиванием интересов бывшего итальянского монополиста.
Медведев пытается успокоить Италию: "Как и в Германии, мы сделаем более надежными поставки и более стабильным рынок". Но сомнения остаются, хотя возникает вопрос: на одном ли языке говорят Eni и итальянское правительство? По мнению представителя объединения "Маргерита" Энрико Летты, это не так: "Складывается впечатление, что правительство использовало Eni ради выгод "Газпрома", Путина и председателя совета министров (Берлускони), вместо того, чтобы укреплять позиции национальной компании за рубежом".
Принимая во внимание большую дружбу Берлускони с Путиным, мяч может быть перекинут министру производственной деятельности. Клаудио Скайола приедет завтра в Москву, где уже давно говорят о его участии в открытии итальянской автомобильной выставки "Миф и скорость". Единственная скорость, которая интересует русских, - это темпы переговоров по выходу на итальянский рынок газа. Скайола воспользуется пребыванием в Москве, чтобы встретиться со своим российским коллегой. "Я потребую от него соблюдения контрактных соглашений по поставкам газа в Италию, - сказал итальянский министр вчера, с гордостью добавив: - Я заверю русских, что "Газпром" может быть одним из поставщиков газа в Италию, поскольку наша страна нуждается в более широкой конкуренции".